Мой Узбекистан

Вторник, 26.09.2017, 01:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Ташкент и Шелковый путь | Регистрация | Вход

Роль Ташкента в истории Великого шелкового пути

Самым ценным наследием, доставшимся миру от Великого шелкового пути, является культурное взаимодействие. В начале средних веков на Востоке существовало понятие о четырех царствах мира, в которые входили основные территории и страны. Это были: могущественный Китай, царство индийских правителей на Ганге, империи тюрков от Тихого океана до Черного моря, монархии Персии и Византии. Каждое из этих царств восславлялось средневековыми авторами. Почему они восславляли не только свое царство и царя, но и других? Потому что оценивали их с точки зрения освоения своим народом достижений чужих культур как реальных форм всемирной культуры.
 
Недаром знаменитый Джалалетдин Руми писал: «Как часто бывает, что тюрок и индиец находят общий язык, единодушие – совсем другое дело; единодушие дороже единоязычия».
 
Это единодушие выражалось на протяжении всей истории в распространении и взаимообмене товарами, культурными образцами и эталонами в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи, музыке, танцах, зрелищных представлениях, предметах быта, монетах, бумаге, книгах. Этому способствовал Великий шелко¬вый путь, на одной из трасс которого стоял город Ташкент. Он связывал многие части мира через торговлю и был ретранслятором удивительно богатой культуры края.
 
Многочисленные археологические открытия и данные источников свидетельствуют о роли Ташкента в материальном взаимообмене и интеллектуальном взаимообогащении народов.
 
Археологические городища Шаштепа, Актепа, Мингурюк, Канка и другие – около тридцати древнейших памятников – отражают историю развития города с первых веков до н.э. и на протяжении более двух тысяч лет. Письменные источники сохранили древнейшие названия города и оазиса – Чач, трансформированное арабами как Шаш и Мадинат аш-Шаш. С IX века город именовался Бинкетом, современное название - Ташкент приводят в XI веке Махмуд Кашгарский и Абу Райхан Беруни.
 
В это время Ташкент был одним из самых крупных центров на Великом шелковом пути, поистине северными воротами Маверауннахра. Огромное количество товаров уходило отсюда в пограничную степь, арабский мир, Китай, Индию. Согласно источникам, всемирную славу имели изделия металлистов и оружейников из Шаша, керамическая посуда, шерстяные ткани и ковры. Китайские авторы сообщают и о вывозе из Чача золота и самоцветов, особенно «голубого камня» бирюзы, называемой китайцами «сэсэ». В хрониках указано, что копи по его добыче находились в горах к юго-востоку от столицы. А добыча свинцово-серебряных руд с богатейшим содержанием серебра у слияния саев Лашкарака и Лояка была столь значительна, что этот рудник арабы прозвали «мааден аш-Шаш», а позднее «Кухисим» («Гора серебра»), и наложили огромный налог на рудник, который составлял 2/3 общего налога с владений Шаша.
 
Слава города была распространена еще в первых веках до нашей эры. Так, среди дарственных подношений из стран Среднеазиатского региона к императорскому дворцу в китайских хрониках с I века до н.э. по VII-VIII века новой эры наряду с даваньскими конями упоминаются лекарственные растения, изделия из стекла, драгоценные камни не только из Самарканда и Бухары, но и из Шаша. Китайцы также очень ценили вино из Чача. В курганных захоронениях Ташкентского оазиса археологами найдены бронзовые зеркала как местного происхождения, так и китайского.
 
Есть свидетельства значительной роли Ташкента в распространении музыкального искусства через Великий шелковый путь. Такова находка уникального изображения лютнистки из Канки (городище в Ташкентском оазисе) V века. В китайских источниках танского периода имеются сведения о ташкентском танце - хутэнъу («западный скачущий танец»), который исполнялся мальчиками под аккомпанемент лютен и поперечных флейт. Этот танец запечатлен на китайском сосуде закрытой формы с желтой глазурью, датируемом 575 годом. В китайских источниках упоминается и танец девушек из Чача в ярких халатах с серебряными поясами и выражается восхищение певицей из Чача.
 
В эпоху кушан, эфталитов и Тюркского каганата Ташкент играл немаловажную роль в установлении двусторонних музыкальных связей между Согдом и Восточным Туркестаном, Бактрией и Северной Индией.
 
Ярким свидетельством торговых отношений, развитию которых способствовал Ташкент, являются монеты. На городище Канка – столице Кангюя в III веке н.э. – найдены и ханьская медная монета у-шу, более 300 монет древнегреческих и монеты древнечачского чекана.
 
Ташкент был одним из основных пунктов «урбанистического взрыва» в регионе в средние века, когда усилилась северная ветвь Великого шелкового пути. Арабские географы IX-X веков Кудама и Ибн Хордадбек сообщают, что из Мерва на Восток вели две дороги: одна – к области Шаша и городам тюрок, другая – области Тохаристана. Шаш был важным отправным и перевалочным пунктом в северной части Великого шелкового пути. В VI – VIII веках количество городов и поселений здесь выросло в 2,5 раза.
 
Средневековые арабские и персидские источники описывают обилие городов и развитую экономику Чача. Географ X века Истахри писал: «В Шаше и Илаке много городов с воротами, стенами, рабадами, цитаделями, рынками и кана¬лами, протекающими через города». Ибн Хаукаль утверждал, что «в Маверауннахре нет страны», подобной Шашу и Илаку, «по многочисленности соборных мечетей, возделанных селений, по обширности и обилию построек».
 
Нельзя не согласиться с мнением академика Ю.Ф.Бурякова о том, что развитию урбанистического феномена Чача и его городской культуры способствовали сырьевая база и благоприятные климатические условия, а также торгово-экономические связи с соседними владениями Маверауннахра и участие в транзитной торговле, способствовавшей формированию городов как торгово-ремесленных узлов. Транзитная караванная дорога, соединявшая Запад с Востоком, проходила через Фергану и отдельной веткой через Ташкент.
 
Наивысшего расцвета эти связи достигли в IX – XII веках н.э. Через Чач тогда пролегала основная трасса пути в кочевые районы и Восточный Туркестан. Внутри оазиса сложилась система из крупных городов, расположенных друг от друга в одном дне караванного пути (Бинкет, Тункет, Харашкет, Наукет, Бенакет, Шутуркет).
 
В XVI веке Ташкент все еще был цветущим городом, несмотря на перенесенные «травмы» от междоусобных войн, распада империи Амира Темура и Темуридов. Вот как характеризует город знаменитый поэт Зайниддин Васифи:
 
О, что за царство! И лужайкам рая
Не выдержать сравненья с древним Шашем,
А тот, кто поселился здесь надолго,
Забудет навсегда о райских кущах.
Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,
Чем жизнь влачить в любом другом краю!
Везде каналы. Столько, сколько нужно
Пролилось влаги из небес на землю.
А если, ветер пыль поднимет в небо,
– Ту пыль сравню я с ароматом чудным,
Которым гурии в раю благоухают.
Той пылью лечат ангелы глаза!
Ну, а Чирчик, текущий в этом царстве, –
– Не он ли тот поток воды волшебной,
Где каждый камешек на дне похож на жемчуг,
Сияющий в сережках райских гурий?
И я готов поверить: сам Мессия,
Вдохнув ташкентский воздух, восхитится!
 
(Из «Оды Ташкенту», 1515 г. Перевод Б.Голендера)
 
Несмотря на то, что в XVI – XVII веках Великий шелковый путь утратил свое значение из-за открытия морских путей, город Ташкент еще несколько веков оставался центром караванной торговли.
 
К XVIII веку здесь существовало несколько десятков караван-сараев, большинство – у главного городского базара (ныне Бешагачский), а крупнейший – в нынешнем Шайхантахурском районе. Здесь в основном останавливались индийские торговцы. Были свои караван-сараи и у российских купцов, один из них – на берегу реки Салар. К середине XIX века в Ташкенте насчитывалось восемнадцать караван-сараев и более 4500 лавок.
 
Из России через Оренбург, Троицк, Семипалатинск и Петропавловск приходили караваны со сталью, железом, сукном, сахаром, из Ташкента вывозились фрукты, зерно, хлопок, ткани, кожа.
 
Во все времена, с древности и до настоящего времени, Ташкент был и остается важным центром на исторических путях. Вся его история свидетельствует о международном значении не только его экономики, но и богатейшей культуры. Объявление Ташкента в 2007 году Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) столицей исламской культуры стало, как справедливо отметил Президент И.А.Каримов, «высоким признанием безграничного вклада узбекского народа в развитие исламской культуры». Роль Ташкента на Великом шелковом пути и исторична, и современна.
 
Дилором Алимова,
Доктор исторических наук, профессор
 
«Правда Востока»

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0