Мой Узбекистан

Вторник, 19.03.2024, 14:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Юсуф Хос Хожиб | Регистрация | Вход

Юсуф Хос Хожиб

Поэт, чьё настоящее имя было Юсуф, родился в Болосогуне (в некоторых источниках Куз Урду). Только одна его поэма – "Кутадгу билиг” дошла до нас. Из этой поэмы можно узнать некоторые факты из жизни поэта. Поэма была закончена в 462 году по хижре (1069-1070) в Кашгаре и была посвящена правителю Тавгач Бугрохону. Правителю понравилась поэма, и он наградил поэта должностью "хос хожиб”. Поэтому полное имя писателя выглядит следующим образом: Юсуф Хос Хожиб Болосогуний.
Название поэмы - "Kutadgu bilig” переводиться как "qut” – "счастье” and "bilig” – "знание”. И так название можно перевести как "Знание ведущее к счастью” или просто "Знание счастья” (Фитрат). 3 версии рукописи "Kutadgu bilig” сохрнились в настоящее время:
1. Венская рукопись – она была переписана Хасан Кора Сойил Шамсом в Хироте на Уйгурской письменности.
2. Каирская рукопись – она была переписана на арабской письменности и с XIX века храниться в Египте.
3. Наманганская рукопись – о её сущкствовании сообщил общественности Фитрат.
Полный объём поэмы составляет 6500 байтов. Она была написана за 2 года в Кашгаре. Поэма состоит из 73 глав, главная часть поэмы выражена в 12 главах. Основные герои поэмы: Кунтугди – элиг (правитель), Ойтулди – визирь, Огдулмиш – сын визиря и Озгурмиш – родственник визиря. Они символизируют 4 понятия: справедливость, государство, мудрость и терпение (выносливость).

Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни

Источник www.ziyonet.uz
Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (1015/18 - ?) - среднеазиатский писатель, выдающийся поэт, высокообразованный человек, знаток человеческой души, философ, ученый-энциклопедист, стихотворцец, владевший всеми тонкостями поэзии и тюркского фольклора. Жил в XI веке в государстве Караханидов.

Биография

Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Знание о Благодати» или «Наука о Счастье»), представил её правителю Кашгара и был удостоен звания «Хасс Хаджиб» - министр царского двора.

Поэма «Кутадгу билиг» Юсуфа Хас Хаджиб дошла до нас в трех рукописях:

1. Венская, по месту нахождения, или гератская, по месту переписки, рукопись. Обнаружена и приобретена у букиниста австрийским ученым Иосифом фон Хаммер-Пургшалем в Стамбуле в 1796 году и передана в Венскую Королевскую библиотеку. Рукопись написана уйгурскими буквами и в ней отсутствует целый ряд бейтов.

2. Каирская рукопись. Написанная арабским письмом, рукопись была обнаружена в 1896 г. в Каире в Хидивской библиотеке ее директором немецким ученым Б.Морицем. Экземпляр также дефектный, так как много бейтов в нем отсутствует.

3. Наманганская рукопись - самая полная из известных рукописей. Написанная арабским письмом, она была обнаружена узбекским ученым А.З.Валидовым в 1913 г. в Намангане. В настоящее время рукопись хранится в Институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан.

Существует также еще несколько переводов и изданий поэмы «Кутадгу билиг», в частности на турецком, уйгурском, немецком, азербайджанском и некоторых других языках. На современный узбекский язык поэма переведена К.Каримовым в 1971 году.

Поэма «Кутадгу билиг» содержит 6520 бейтов, разделенных на 85 глав; кроме того, поэма имеет три приложения, содержащих 124 бейта, разбитых на три главы. Основная часть поэмы написана в форме двустиший месневи, арузом, размером «сокращенный мутакариб»; первое приложение написано полным мутакарибом.

При всей своей этико-моралистической направленности поэма Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни «Кутадгу билиг» является философским произведением, в котором анализируется смысл и значение человеческой жизни, определяются обязанности и нормы поведения человека в обществе. Исключительно важным моментом поэмы является то, что в ней содержатся достаточно критические высказывания, которые призваны изменить к лучшему само общество.

Основная идея поэмы «Кутадгу билиг» держится на четырех постулатах, выраженных автором посредством героев:
1. Твердый правильный закон, олицетворением которого является Кюнтогды (в переводе оно звучит как «взошло солнце»).

2. Счастье. Его олицетворением является образ справедливого визиря Айтолды (в переводе «полная луна»).
3. Разум. Его олицетворяет сын визиря Огдюльмиш (в переводе «благоразумный»).

4. Будущее, загробная жизнь. Это понятие олицетворяет брат визиря Одгурмиш (в переводе «пробуждающий»).

Сюжет поэмы построен на основании бесед героев друг с другом и их писем, в которых затрагиваются различные темы: о неотвратимости смерти и необходимости мыслей о грядущей вечной жизни и морали. Предшествует этому вводная глава, где автор в соответствии с традицией восхваляет Всевышнего, пророка мусульман и его четырех праведных халифов, унаследовавших власть после смерти пророка. Затем переходит к воспеванию весны и «поет гимн» правителю Тавгач-Богра-Карахану. Потом Юсуф Хас Хаджиб говорит о семи планетах и двенадцати знаках зодиака, повествует о достоинствах людей, пользе языка. Лишь с 398 бейта начинает автор повествование о главном действующем лице поэмы правителе (элике) Кюнтогды.

Основное содержание «Кутадгу билиг» заключается в следующем: восхищенный мудростью элика некто Айтолды решил пойти к нему на службу. Проявив незаурядные способности и знания, он получает от элика пост визиря.

Между эликом и визирем происходят многочисленные беседы на самые разнообразные темы. Последовательно они обсуждают такие понятия как Счастье, Справедливость, говорят о достоинствах языка и пользе речи.

На старости лет Айтолды принимает решение уйти на отдых и представляет элику своего сына Огдюльмиша. Сын заменяет на должности визиря отца, и затем автор поэмы повествует нам о беседах элика с ним. Темы, затрагиваемые ими, также самые разнообразные. Это и о сущности ума, достоинствах бека, какими должны быть различные служащие при дворе, каково должно быть отношение к слугам.

По совету Огдюльмиша элик приглашает во дворец Одгурмиша. В заключительных главах поэмы повествуется о беседах и переписке элика и Огдюльмиша с Одгурмишем. Круг вопросов, обсуждаемых ими, достаточно разнообразный.

Общественно-политические взгляды Юсуфа Баласагуни, судя по содержанию поэмы, сформировались под влиянием ислама и предписаний шариата, регулирующего юридические и морально-этические отношения мусульман. Автор поэмы показывает каким должны быть не только правители, но и простые люди; какими личностными качествами они должны обладать.

Таким образом, автор поэмы выдвинул в своем произведении целый ряд справедливых требований к руководству общества: быть образованными, заботится о людях, хорошо знать литературу и искусство и т.д.

Поэма «Кутадгу билиг» является во многом совершенной. Это и достаточно высокий уровень общественных отношений в обществе, и огромное значение культуры отношений между людьми, и культуры вообще, и, особенно, наличие нравственных понятий и основ воспитания подрастающего поколения. И можно предположить, что в то время такое объемное и высокохудожественное произведение было далеко не единственным. Судя по всему, была хорошо развита поэтическая традиция, и Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни был одним из лучших ее представителей.

 


Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0