ШЕЙХАНТАУР
|
|
|
Шейхантаур - замечательный район старого города Ташкента, заключенный между
современными улицами Абая, А. Навои, У. Юсупова и А. Кадыри. Главный вход в
Шейхантаур со стороны нынешней улицы А. Навои был выполнен в виде высокой
квадратной (в плане) постройки с четырьмя большими арками, из которых северная
и южная были сквозными. Стрельчатый купол и аккуратные башенки-гульдаста
украшали это примечательное строение, называемое "чортак". Построил чортак
Шейхантаура ташкентский мастер усто Абд ар-Рахим, сын усто Абдуллы, в 1892 году.
|
|
|
|
С правой стороны - ближе к Урде вдоль ул. А. Навои - располагался длинный
одноэтажный фасад монументального медресе Ишанкула на 34 кельи. Дадха
Ишанкул, сын одного из наместников кокандского хана в Ташкенте, приказал
возвести это здание в 40-е годы ХIХ века.
|
|
|
|
Пройдя массивные двустворчатые ворота чортака, покрытые искусной резьбой,
посетитель Шейхантаура попадал на довольно длинную, мощеную кирпичом площадку.
Слева располагались чайхана и большой старинный хауз Лянгар, а справа - стены
квартальной мечети и домов махалля Занжирлик, названной так из-за подвешенных
здесь тяжелых железных цепей, которые должны были препятствовать проникновению
животных на территорию священного Шейхантаура.
|
|
|
С правой стороны от хауза у небольших ворот начиналась территория старинного
кладбища и стоял крупный старый карагач, весь увешанный рогами баранов и
козлов, разноцветными лоскутками от одежды. Дерево считалось священным,
оно будто бы вмещало дух "Кучкар-ата", покровителя средневекового цеха
мясников.
|
|
|
Далее шла длинная дорожка, окаймленная с западной стороны целой аллеей из
стволов мертвых окаменевших сауров - хвойных деревьев местной породы, которые
уже в ХV веке были безжизненными. Эти кривые стволы, живописно торчащие из
земли подобно крючковатым пальцам неведомого великана, народные легенды связывали
с пребыванием на земле Ташкента Александра Македонского, которого на Востоке чтут
как древнего пророка и называют Искандером Двурогим. Дорожка упиралась в выложенный
кирпичом открытый коридор с очень невысокими стенами ("хышт-юл"), который сквозь
низкую арку куполообразной зиарат-ханы, сооруженной еще в ХV веке шейхом Ходжой
Ахраром, приводил ко входу в главную святыню Шейхантаура.
|
|
|
|
Мазар Шейхантаур, многократно менявший при перестройках свой облик,
воздвигнут здесь в ХIV веке. Он заключает внутри себя единственный,
сохранившийся до наших дней священный саур Искандера, у которого и
расположено надгробие святого.
|
|
|
|
|
|
Шейх Ховенди ат-Тахур (Шейхантаур) родился в конце ХIII века в семье ходжей
- потомков пророка Мухаммада в горном селении Богустан (на берегу современного
Чарвакского водохранилища). Его отец шейх Омар считался прямым потомком в
семнадцатом поколении второго праведного халифа Омара ибн ал-Хаттаба и был
подлинным суфием, последователем дервиша Хасана Булгари. Молодой Шейхантаур
выполнял обряд послушания среди дервишей города Яссы (Туркестан), где уже в
то время существовал культ великого поэта-мистика Средней Азии Ахмада Яссави.
Биографы сообщают, что молодого ташкентского дервиша особенно поразило одно из
высказываний туркестанского хазрата: "Высокие духовные качества и познания в
науках прямо пропорциональны терпению и кротости суфия по отношению к грубости
невежд". После долгих странствия по Мавераннахру Шейхантаур возвратился на
родину, жил и учил в Ташкенте и остался в памяти людей мудрейшим из мудрейших.
Умер шейх между 1355 и 1360 годами. От этой даты и начинается история величественного
комплекса мавзолеев и мечетей, называемого Шейхантауром.
Вокруг почитаемого мазара еще в ХIV веке возникло кладбище, где за последующие
столетия были погребены многие выдающиеся деятели среднеазиатской истории.
Можно указать имена основателя Ташкентского государства в ХVIII веке шейхантаурского
хакима Юнус ходжи, Алимкула парваначи - кокандского полководца, защищавшего Ташкент
от войск генерала М. Г. Черняева в 1865 году, главы Большого жуза Рустама Мухаммад
Бахадур-хана, умершего в 1712 году. На Шейхантауре находились надгробия жены
Шейбани-хана по имени Джамаль ханум (плита 1518 г.) и последнего правителя
Кокандского ханства Наср ад-дина. По сведениям средневековых летописцев
здесь же похоронен великий поэт Зайн ад-дин Васифи. К сожалению, большинство
этих памятников не сохранилось до наших дней.
Два монументальных здания, построенных в ХV веке, еще можно увидеть сегодня.
Это мавзолей Калдыргач-бий с характерным остроконечным куполом, где покоится
прах знаменитого судьи Толе-бия из рода дуглат, который фактически управлял
Ташкентом в первой половине ХVIII века, и мавзолей Юнус-хана моголистанского.
|
|
|
|
Остальные строения старого Шейхантаура уничтожены. Из шестнадцати памятников
старинной архитектуры сохранилось лишь три. Нет уже и двух древних хаузов-бассейнов,
и примечательного тысячелетнего чинара.
|
|
|
|
Надо ли говорить, что этот уголок Ташкента производил совершенно незабываемое
впечатление, особенно тогда, когда на территории Шейхантаура проводились
традиционные празднества по поводу окончания ежегодного мусульманского поста.
|
|
|
|
Недаром так любили Шейхантаур люди искусства. Он вдохновлял поэтов, тут
часто писали с натуры художники. В первой половине ХХ века в помещении
медресе Ишанкула была основана первая узбекская киностудия.
|
|
|
|
Сегодня Шейхантаур привлекает все большее внимание ташкентцев и гостей
нашего города. Имя древнего мудреца-суфия ХIV века живет в возрожденном
названии большого района на карте современной столицы Узбекистана.
|
|
Меню сайта
...
| на развитие сайта | |
Календарь
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
...
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|