Мой Узбекистан

Вторник, 26.09.2017, 01:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Бухара | Регистрация | Вход

Бухара

Бухара, Туризм в Узбекистане

Святая Бухара, Благородная Бухара, Край Ислама, Оплот Религии, самый цельный город древнего Востока, самый интересный город в мире.
Самый святой город Центральной Азии, Бухара обладает сооружениями, впитавшими в себя тысячи лет истории, и является древнейшим центром, который практически остался неизменным на протяжении 2-х столетий. Это одно из лучших мест в Центральной Азии для ознакомления с до-российским Туркестаном. Большая часть центрального района – это охраняемые памятники архитектуры, полные бывшими медресе, массивными царскими крепостями и руинами когда-то шумных рыночных комплексов.
Все, кому доводилось бывать в Бухаре, наверное, обращали внимание на странные "лохматые шапки" на вершинах минаретов. Это гнезда аистов. И белая птица надежды может служить символом города, его стойкости и постоянства. Богатый город не раз подвергался нападению врагов, особенно опустошительным было нашествие монголов. Но Бухара всякий раз возрождалась снова, причем на том же самом месте, сохраняя верность своим основам.
А основание Бухары теряется в глубине веков. В 1997 году по решению ЮНЕСКО весь культурный мир отмечал ее 2500-летие. Легенда связывает возникновение города с именем одного из божеств зороастрийского пантеона - Сиявуша. Древнейшей частью Бухары считается цитадель - Арк, где археологи обнаружили находки, датируемые IV - III веком до нашей эры. Это большой насыпной холм высотой двадцать метров, где находился дворец эмира, его гарем, казначейство, арсенал, казематы для особо опасных преступников.
Город был столицей государства Саманидов в 9-ом и 10-ом веках, когда Бухара (Благородная Бухара), "Оплот Ислама”, расцвел в качестве культурного и религиозного центра и одновременно выделялся персидской любовью к искусству.
После 2-х веков правления малых династий Караханидов и Каракитаев, в 1220 году Бухара перешла под власть Чингизхана, а в 1370 году ушла в тень города Самарканда великого Тимура.Второй шанс в жизнь выпал для Бухары в 16-м веке, когда Шейбаниды сделали её столицей, в последствии называемой Бухарский каганат. Центр Бухары Шейбанидов был отдан под распоряжение различных рынков, десятков специализированных базаров и караван-сараев, более сотен медресе (с 10000 слушателями) и более 300 мечетей.При правлении династии Астраханидов, падение Шелкового Пути постепенно вытиснуло Бухару из его основного направления. Затем в 1753 году Мухаммед Рахим, местный представитель персидского правителя, провозгласил себя эмиром, образовав Мангитскую династию, которой и правил до прихода большевиков.

Бухара, Туризм в Узбекистане

Одним из древнейших памятников Бухары является мавзолей Исмаила Самани, построенный в начале Х века основателем династии Саманидов. Мавзолей представляет собой кубическое здание, перекрытое полусферой купола. Усыпальница Саманидов первое в среднеазиатском строительстве здание, сооруженное из жженого кирпича, причем кирпич использован и как конструктивный, и как декоративный элемент. Главная вертикаль города - минарет Калян, построенный в 1127 году. Это совершенное инженерное сооружение, колосс, поднимающийся над Бухарой на 47 метров. Пояса, слегка сужающиеся кверху круглой башни этого самого высокого в Узбекистане минарета, облицованы разными поливными кирпичиками. Вместе с тем разнообразие и ритмичность мотивов орнамента обогащают простую и ясную архитектурную форму.
Особенностью архитектуры средневековой Бухары стало создание ансамблей из двух монументальных построек, разделенных улицей или площадью и обращенных порталами друг к другу. По этому принципу был создан центральный ансамбль города - площадь Пои-Калян - "Подножье великого". Арочным переходом минарет соединен с грандиозной пятничной мечетью Масджиди-Калян. Напротив нее в начале ХVI века возведено медресе Мири-Араб, функционирующее и в наше время. К ХII веку относят и возникновение мазара Чашма-Аюб. По преданию, библейский пророк Иов - Аюб проходил по этой безводной части Бухары, ударил посохом - и здесь появился источник с чистейшей целебной водой.


Бухара, Туризм в Узбекистане

В ХIV веке хорезмийские мастера, привезенные из похода Амиром Темуром, возвели над колодцем с источником здание, придав коническому куполу на высоком барабане характерную для Хорезма форму. А мечеть Чор-Минор, по сравнению с ними, можно сказать, новостройка - ХIX век. Здание имеет четыре приземистых минарета и купола, покрытые голубой глазурью, которые создают своеобразный силуэт мечети. Для Востока характерно использование искусственных водоемов-хаузов не только в практических целях, но и для декоративного убранства города. В Бухаре действовало более восьмидесяти таких благоустроенных прудов. Наиболее известным из них является Ляби-Хауз.
Большой столичный город, Бухара была известна не только своими мечетями и медресе, мавзолеями и мазарами, но и дворцами, богатыми домами, караван-сараями, банями и многокупольными торговыми пассажами. В городе сохранились и до сих пор используются как торговые ряды, сооруженные на перекрестках улиц, Токи-Заргарон ("Купол ювелиров"), Тельпак-Фурушон ("Купол продавцов головных уборов") и Токи-Саррафон ("Купол менял"). Об их изначальном предназначении говорят сами названия.
В средние века Бухара была священным городом всех мусульман Центральной Азии, и в этом выражалось чувство не только религиозной, но и эстетической почтительности. Бухару считали обителью славы, она была местом собрания виднейших людей. Автором второй по значению после Корана исламской книги - сборника наиболее достоверных хадисов "Ал-джами ас-сахих" являлся Имам Ал-Бухари. Абу Али ибн Сино (Авиценна) был родом из пригородного кишлака и начинал в Бухаре свою деятельность. Почитаемый в исламском мире шейх Бахауддин Накшбанди, основатель суфийского ордена, был бухарским чеканщиком. Поклонение святой могиле шейха приравнивалось к хаджу в Мекку. Мавзолей Бахауддина Накшбанди и сейчас почитается главной святыней города.

Бухара, Туризм в Узбекистане



Бухара дала миру историка Наршахи, поэтов Рудаки, Фирдауси и Дакики: Но сюда же людская молва поместила и народного любимца, острослова и "возмутителя спокойствия" Ходжу Насреддина. Историям и изречениям лукавого мудреца нет числа. Многовековая деятельность мусульманских ученых, мыслителей, зодчих, поэтов снискала городу почетные титулы "Купола веры", "Благородной Бухары", "Благословенного города". Думается, что Бухара по праву заслуживает все эти эпитеты. Вместе с тем, город является современным промышленным и культурным городом. В нём имеется современный аэропорт, высшее учебные заведения, колледжи, лицеи, театры, спортивные объекты и оздоровительные центры.

Достопримечательности

Ляби Хауз

Водоем и чайхана при Ляби Хаузе – это современные центры традиционного Узбекистана. Место, где огромная энергия Центральной Азии отражается в пиалушках, полных зеленого чая и старики с седыми бородами наблюдают за течением времени и находят приют на меняющейся земле Бухары. Чайхана не только отдушина и стиль жизни народа Центральной Азии, но и его отличительная черта. Это атрибут укрепления дружбы, торговли и путешествий.

Завсегдатаи здешней чайханы – это профессионалы со стажем, проводящие здесь время с 9 до 5 вечера, которые приходят сюда с личными чайниками, пиалушками и нардами, а также военными медалями. Многие из них участники 2-ой Мировой Войны и прекрасные рассказчики истории. Прохладные воды и конусообразные ступени водоема Ляби Хауза датируются 1620-м годом. Он был крупнейшим водным резервуаром, питавшимся водами главного канала Шах Руд, который по сей день разделяет старую часть города. Отсюда профессиональные переносчики воды доставляли воду богатым клиентам. Тутовые деревья, располагающиеся вдоль водоема, сохранились с 1477 года.

Медресе Надира Диванбеги расположено в восточной части ансамбля и датируется 1630-м годом. Вход был перестроен и были добавлены угловые башни, в качестве религиозных семинарий, но по сегодняшний день медресе испытывает нехватку с точки зрения традиционной планировки из-за отсутствия мечети и читального зала. Знаменитая барабанная мозаика на еретической фрезе изображает 2-х фантастических, и в то же время, религиозных птиц с 2-мя белыми зверьками, зажатыми в их когтях, и летящих под Монгольским солнцем, как бы напоминая об атеистических взглядах Диванбеги. В настоящее время ячейки медресе заполнены мастерами-ремесленниками, в то время как во дворе каждый вечер выступают певцы и танцевальные группы. Между медресе и хангой располагается статуя Ходжи Насреддина, остроумного юмориста Центральной Азии, сидящего верхом на своем осле.

Медресе Кукельдаш (1568 года), расположенное к северу от Ляби Хауза, является крупнейшим в Центральной Азии (60 на 80 метров) и религиозным магнитом, который дополняет конструкцию ансамбля. Его строительство связано с полководцем и государственным деятелем Кульбаба Кукельдашем, который спонсировал многие общественные проекты во времена правления Абдулла хана 2-го. Его тяжеловесный деревянный фасад скрывает некоторые элегантные работы по черепице во внутреннем декоре и сложные сводные системы. В настоящий момент медресе имеет под своей крышей 2 сувенирных магазина, но до этого здесь находился местный архив, а в одно время и вовсе был частично переделан под дамский салон, что явилось абсолютным кощунством со стороны советской власти по отношению к прихожанам мужского пола.

К югу от Ляби Хауза расположен еврейский квартал старого города. Евреи были важным меньшинством Бухары, с тех пор как они были вынуждены мигрировать из Мерва и Шираза в 14-ом веке, и представляли отдаленное крыло еврейской диаспоры.


Крытые Базары

Со времен периода Шейбанидов, северная и западная части от Ляби Хауза составляли обширную территорию торговых рядов, аркад и перекрестков мини базаров, конструкция, кровли которых, способствовала охлаждению воздуха. Три сохранившихся рынка, реконструированные в советские времена, входили в число десяток специализированных базаров в городе – Таки Заррафон (рынок менял), Таки Телпак Фурушон (рынок головных уборов) и Таки Заргарон (рынок ювелирных изделий). В настоящее время они превратились в центры по продаже сувениров для туристов невысокого качества, но по приемлемым ценам.

Таки Заррафон
К северу от рынка, где располагался старый базар по продаже специй и зелени, находится старейшая мечеть в Центральной Азии Магоки Аттар, прекрасная смесь фасада 12-го века и поздней реконструкции 16-го века. Это также возможно одна из святынь города: под ней в 19-ом веке археологи обнаружили руины зараострийского храма 5-го века, разрушенного арабами, бывшего ранее буддийским храмом. До 16-го века мечеть служила евреям в качестве синагоги.
Когда начались раскопки, видимой частью был лишь купол мечети; прилегающая зона мечети в настоящее время – это уровень города образца 12-го века. Одна из внутренних секций раскопок была сознательно не тронута во время проведения работ. Здесь также имеется выставка красивых Бухарских ковров и ковриков для молитв.

Таки Телпак Фурушон
В северной части расположена мужская баня Борзи Корд. Крытая аркада 16-го века над ней называется Тим Абдулла Хан. Еще 2 караван-сарая находились по одну сторону с фонтанами на западе от дороги, пока их не разрушили большевики, а один – для индусских торговцев находился к северу от Тим Абдулла Хана.

Таки Заргарон
В нескольких шагах на восток, в северной части Ходжи Нурабад, находится древнейшее медресе Центральной Азии и пример для остальных – элегантное голубое здание медресе Улугбека (1417), одно из 3-х, которые были построены Улугбеком (другие 2- Гиждуван в 45 км от Самарканд и Самаркандский комплекс Регистан). Медресе Абдулл Азиз Хана, на противоположной стороне, началось строиться в 1652-ом году правителем Астраханидом, но было незавершенно, после того как его изгнал первый из эмиров Мангитов. Это и медресе Надира Диванбеги, построенное его казначеем, единственные в городе выступали в качестве противовеса запрету суннитов изображать живые существа. (Абдулла Азиз Хан был шиитом)

Калон Минарет

Когда он был построен Караханидским правителем Аслан Ханом в 1127 году, то возможно минарет был самым высоким зданием в Центральной Азии – калян в переводе с таджикского – великий. Это невероятное произведение искусства 47 метров в высоту и фундаментом глубиной 10 метров (включая камышовые перекрытия снизу для противодействия землетрясениям) за 850 лет не нуждалось в кардинальных реконструкциях, а лишь в косметическом ремонте фасада. Чингизхан настолько был поражен этим сооружением, что распорядился беречь его как зеницу ока. Его 14 обрамлений орнаментом, будучи все разнообразными, включают в себя впервые использованные зеркальные черепицы, которые стали популярны при Тамерлане. По южной и восточной сторонам снизу до верху еле прослеживаются пятна и вмятины – следы реконструкции здания после полученных повреждений вследствие обстрела Фрунзенской артиллерией в 1920 году. На его 105 внутренние ступени можно попасть из мечети Калян.

Легенда гласит, что Аслан Хан убил имама во время ссоры. В ту ночь, во сне, имам сказал ему: ”Ты убил меня и теперь похорони меня там, где никто меня не потревожит”. И башня была возведена над его могилой. У подножия минарета, на месте раннее уничтоженной мечети Чингизханом, находится место религиозного скопления – мечеть Калян, вмещающая до 10,000 человек. Использованный во время Советского ига в качестве товарного склада, в 1991 году он был вновь открыт как место поклонения. Кровля, кажущаяся единой пластиной, на самом деле состоит из 299 мелких куполов.

Напротив Мечети, его переливающихся голубых куполов в ярком контрасте в коричневый цвет, находится медресе Мир-и-Араб, функционирующая семинария с 16-го века. Минарет носит имя шейха Накшбанди 16-го века из Йемена, который имел огромное влияние на Шейбанидского правителя Убайдулла Хана и финансировал первоначальный комплекс. И Хан и Шейх похоронены под северным куполом. Медресе открыто для всех желающих туристов. Позади медресе Мир-и-Араб расположено малое медресе Амир Алим Хана, построенное в 20-ом веке, и в настоящее время используемое в качестве детской библиотеки.

Мавзолей Исмаила Самани

Очаровывающая гробница Исмаила Самани явилась громом среди ясного неба в сфере архитектурного искусства. Древнейшее, хорошо сохранившееся и наиболее завораживающее здание в Бухаре, оно по праву считается одной из жемчужин Узбекистана. Практически безупречный куб, этот мавзолей был построен в начале 10-го века и ознаменовал собой великое культурное возрождение династии Саманидов (875 – 999). Название гробницы происходит от имени основателя династии – Исмаила, и включает в себя не только его гробницу, но и его отца Ахмеда, его племянника Насира и других родственников.

Мавзолей включает некоторые элементы Согдианской архитектуры (как тяжелые угловые подпорки) и Сасанидский культ огня (круглые кирпичные изображения солнца и куполообразные формы Зороострийских храмов). В сочетании с более поздними арифметическими и геометрическими прорывами, сделанными Аль-Хорезмий, Аль-Ферганий и Ибн Синой, а также с абстракционизмом, позволяющим придавать более артистический стиль сооружению, монументальные мазары еще долгое время будут служить примером архитектурного искусства. Конструкция состоит из 10.8 метрового куба с четырьмя одинаковыми фасадами, все из которых плавно наклонены во внутрь и над которыми расположен полусферический купол. Четыре внутренние арки подкреплены угловыми столбами, образовывающими откос, над которым проходит 8-ми и 16-ти угольный переход к куполу. С наружи место перехода прикрыто галереей из 10-ти окон, которые служат проходом для солнечного света и вентиляции в прохладные камеры гробниц. Мавзолей также богат на содержание различной символики. Куб не только напоминает камень Каабы в Мекке, но и символизирует землю и крышу над головой, своего рода символ небес, создавая метафорический образ вселенной.

Истинное величие сооружений заключается в живости и текстурном богатстве их кирпичной кладки с узорами, нанесенными в серии абсорбирующих узоров по окончании основной части архитектурной структуры. Как к примеру особенность кладки в передачи мрачных, в то же время масштабных оттенков, подавленных, но и динамичных, переливающихся под лучами солнца. Его угловые подпорки словно геркулесова сила, при 2-х метровых тонких стенках, создающих впечатления абсолютной легкости.

Крепость Арк

Арк - это своего рода королевский город внутри города, старейшее сооружение Бухары, возвышавшееся с 5-го века до 1920 года, пока оно не было разрушено Красной Армией. Сейчас 70 % монумента – это руины, кроме нескольких королевских построек, функционирующих в настоящее время в качестве музеев. На вершине входной лестницы расположена мечеть Джума 17-го века, чье крыльцо подкреплено высокими колонами из клена. Внутри расположен небольшой музей с коллекцией манускриптов и канцелярии 19-го и 20-го веков. Поворот направо ведет к коридору с двориками по каждой стороне. Первый слева – это бывшая резиденция Кушбеги эмира (премьер министра), в котором в настоящее время расположена выставка археологических находок Бухары.

Второе слева дворовая площадь – древнейшая уцелевшая часть Арки – обширный двор, предназначенный для приемов и коронаций, кровля которого обрушилась во время бомбардировки 1920-го года. Последняя коронация прошла здесь в 1910 году – коронация Алим Хана. Затопленная камера по правой стороне была казначейством, а за ним располагался гарем. С права от коридора находилась конюшня на открытом воздухе и ногорахона (барабанная и инструментальная комната, использованная для общественных представлений). Теперь здесь расположились магазины и исторические выставки.

Вокруг Саламхоны (дипломатической комнаты) в конце коридора сохранились руины царской ложи. Очевидно она пришла в такое обветшание, приведшее к тому, что последние 2 эмира предпочитали проживать в летней резиденции. В настоящее время здесь находятся несколько музеев, включая музей до Шейбанидской истории на первом этаже и музей монет и предметов прикладного искусства на верхнем этаже. Самое интересное находится между ними – музей истории Бухары, начиная с правления Шейбанидов до царской империи. Экспозиция включает в себя предметы, привезенные в Бухару, включая огромные самовары, изготовленные в Туле, России. В соседней комнате выставлен эмирский трон. Красочные цветные фотографии, переданные Голландским посольством в Ташкенте, добавили краски жизни нудным выставкам античности.

Снаружи крепости расположена средневековая главная площадь Бухары – Регистан. Позади Арки в Зиндане (тюрьме) в настоящее время тоже функционирует музей. Сзади водоема напротив врат Арки расположена мечеть Боло Хауз, официальное место паломничества эмира, построенное в 1718 году и весьма красивое сооружение и в наше время. Ярко расписанная веранда, укрепленная 20-ю колонами из орешины, вязи и тополя, была добавлена в 1917 году, как и крупный минарет неподалеку.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0