Вторник, 19.03.2024, 16:36
Во внутреннем дворе перед взором предстают изящные формы многокамерного мавзолея Занги-ота. За глубоким парадным входом следует зал поминовений, отделенный от самой усыпальницы. Впечатляет портал мавзолея, украшенный строгими линиями орнаментов, выложенных голубыми и синими изразцами. Прекрасна мудрая простота архитектуры, изумительна резная мозаика. Сохранившиеся фрагменты мозаичных надписей на куполе мавзолея, известные по фотографиям Х1Х века мозаичный михраб и голубая панель из шестигранников, фрагменты майоликовых надписей на куполе мавзолея свидетельствуют, что искусство ташкентских отделочников не уступало мастерству их современников из других центров Мовароуннахра - Самарканда, Бухары, Шахрисабза. В мавзолее Занги-ота вы увидете уникальный образец резьбы по камню - беломраморное надгробье, одно из трех известных крупных надгробий, выполненных по указанию Амира Темура в честь виднейших духовных деятелей Центральной Азии. Обильно покрытое эпиграфической резьбой, оно является и памятником истории.
Застройка, обходящая с трёх сторон трапециевидный двор перед фасадом мавзолея Зенги-ата, именуется медресе. Время сооружения - IXI в. На двери портала вырезана дата 1286 год хиджры (1832 г), входная дверь в западной дарвазахоне имеет надпись: 1333 г. хиджры (1914-15 гг) и имена ташкентских мастеров - мулла устад Кул-беку и уста Назар-хан. Худжры перекрыты стрельчатыми сводами, дарсхана и дарвазахана перекрыты сфероконическими одинарными куполами (основанными на одинарных щитовидных парусах, а в дарсхане - на восьмигранном ярусе арочных парусов, заполненных одинарными щитовидными парусами). Ритм худжр прерывается двумя входными помещениями: проходными дарвазахана в западном углу и в центре северо-восточной стороны застройки. Одноэтажные худжры отмечены со двора ритмом неглубоких ниш, которые не везде соответствуют размером расположенных за ними помещений. Порталом отмечены лишь дарвазахана в центре северо-восточной части двора и мавзолей Зенги-ата, ассиметрично расположенный в углу двора. Медресе выстроено из квадратного жженого кирпича, ремонтные участки 1924-15 гг. выложены прямоугольным кирпичом.
http://www.orexca.com Мавзолей Амбар-бибиАмбар-биби, или по-другому, Амбар-апа была женой Занги-ата. Святая Амбар-биби считалась покровительницей плодородия и материнства. Ее надгробный камень, состоящий из двух призматических камней, положенных ступенями, инструктирован кусками майолики, взятой из купола мавзолея Занги-ата. Первый надгробный камень принадлежал Амбар-биби, а второй Улуг Подшо, матери Хакима-ата, последователя Ахмада Яссави. В композиции мавзолея доминирует сферический купол установленный на цилиндрический барабан. Стены скошены внутрь, портал склонен наружу, такая форма конструкции присуща тому времени, придавала монументальность маленькому мавзолею. Мавзолей построен из жженного кирпича. Декор фасада не сохранился. До реставрации 1946 года на барабане купола сохранился фрагмент мозаики, с поясом из восьмиконечных звезд. Легенду о Занги-ота читайте в разделе ЛЕГЕНДЫ УЗБЕКСКОГО НАРОДА |
ПоискМеню сайта...
...Друзья сайта |