Мой Узбекистан

Суббота, 18.11.2017, 13:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Ансамбль Занги-ота | Регистрация | Вход

Ансамбль Занги-ота


          Проехав 30 километров от Ташкента в юго-западном направлении, вы можете познакомиться с малоизвестным, но очень интересным памятником средневековья - ансамблем Занги-ота. Он возник на основе захоронения одного из популярных шейхов, святого покровителя пастухов, прозванного Занги-ота. По преданию, строительство мавзолея Занги-ота и его жены Амбар-биби было начато Амиром Темуром.

          Ташкент был одной из крепостей войск великого Темура, местом неоднократных стоянок перед военными походами. В 1391 году Темур здесь долго болел. А в 1396 году сахибкиран проехал по старой чиназской дороге на встречу с невестой Тукель-Ханым. Примерно в эти годы и было начато строительство комплекса Занги-ота. Места эти издавна почитаются в народе. И, как видно, неслучайно: здесь обнаружены источники целебных минеральных вод.

          Ансамбль состоит из трех территорий: обширного сада, комплекса монументальных построек XIV - XIX веков и кладбища с мавзолеем Амбар-биби. От ворот до внутреннего дворика ведет длинная тополевая аллея, вокруг которой - большой фруктовый сад.

         Во внутреннем дворе перед взором предстают изящные формы многокамерного мавзолея Занги-ота. За глубоким парадным входом следует зал поминовений, отделенный от самой усыпальницы. Впечатляет портал мавзолея, украшенный строгими линиями орнаментов, выложенных голубыми и синими изразцами. Прекрасна мудрая простота архитектуры, изумительна резная мозаика. Сохранившиеся фрагменты мозаичных надписей на куполе мавзолея, известные по фотографиям Х1Х века мозаичный михраб и голубая панель из шестигранников, фрагменты майоликовых надписей на куполе мавзолея свидетельствуют, что искусство ташкентских отделочников не уступало мастерству их современников из других центров Мовароуннахра - Самарканда, Бухары, Шахрисабза. В мавзолее Занги-ота вы увидете уникальный образец резьбы по камню - беломраморное надгробье, одно из трех известных крупных надгробий, выполненных по указанию Амира Темура в честь виднейших духовных деятелей Центральной Азии. Обильно покрытое эпиграфической резьбой, оно является и памятником истории.

        

В тенистом зеленом дворике справа находится одна из самых крупных во всей Центральной Азии мечетей, построенных в традициях регионального зодчества. Перед мечетью воздвигнут оригинальный минарет - также единственное в своем роде сооружение подобного типа в Центральной Азии.

         Обойдите мечеть справа - в глубине заднего двора за ветками деревьев, опускающимися к самой земле, едва видны белые стены мавзолея Амбар-биби. Изящная облицовка мавзолея, к сожалению, не сохранилась.

         Ансамбль Занги-ота по праву входит в число значительных произведений эпохи расцвета центральноазиатской архитектуры конца XIV - XV веков и представляют большую историческую и художественную ценность.

sairamtour.com

Медресе Зенги-Ата

Застройка, обходящая с трёх сторон трапециевидный двор перед фасадом мавзолея Зенги-ата, именуется медресе. Время сооружения - IXI в. На двери портала вырезана дата 1286 год хиджры (1832 г), входная дверь в западной дарвазахоне имеет надпись: 1333 г. хиджры (1914-15 гг) и имена ташкентских мастеров - мулла устад Кул-беку и уста Назар-хан.

Худжры перекрыты стрельчатыми сводами, дарсхана и дарвазахана перекрыты сфероконическими одинарными куполами (основанными на одинарных щитовидных парусах, а в дарсхане - на восьмигранном ярусе арочных парусов, заполненных одинарными щитовидными парусами). Ритм худжр прерывается двумя входными помещениями: проходными дарвазахана в западном углу и в центре северо-восточной стороны застройки.

Одноэтажные худжры отмечены со двора ритмом неглубоких ниш, которые не везде соответствуют размером расположенных за ними помещений. Порталом отмечены лишь дарвазахана в центре северо-восточной части двора и мавзолей Зенги-ата, ассиметрично расположенный в углу двора. Медресе выстроено из квадратного жженого кирпича, ремонтные участки 1924-15 гг. выложены прямоугольным кирпичом.

http://www.orexca.com


Мавзолей Амбар-биби

Амбар-биби, или по-другому, Амбар-апа была женой Занги-ата. Святая Амбар-биби считалась покровительницей плодородия и материнства.

Ее надгробный камень, состоящий из двух призматических камней, положенных ступенями, инструктирован кусками майолики, взятой из купола мавзолея Занги-ата. Первый надгробный камень принадлежал Амбар-биби, а второй Улуг Подшо, матери Хакима-ата, последователя Ахмада Яссави.

В композиции мавзолея доминирует сферический купол установленный на цилиндрический барабан. Стены скошены внутрь, портал склонен наружу, такая форма конструкции присуща тому времени, придавала монументальность маленькому мавзолею.

Мавзолей построен из жженного кирпича. Декор фасада не сохранился. До реставрации 1946 года на барабане купола сохранился фрагмент мозаики, с поясом из восьмиконечных звезд.

Легенду о Занги-ота читайте в разделе ЛЕГЕНДЫ УЗБЕКСКОГО НАРОДА

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0