Мой Узбекистан

Воскресенье, 23.07.2017, 13:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Тюбетейки | Регистрация | Вход

Тюбетейки

Тюбетейки - неотъемлемая часть узбекского национального костюма и вместе с тем истинное произведение национального искусства. Они удобны, практичны и красивы. Разнообразие форм тюбетеек - конических, четырехгранных, круглых, купольных, богатство отделки вышивкой, создающей то ажурную, то крупно-рельефную, то ковровую фактуру, цветовое разнообразие - от лаконичных черно-белых до ярких многоцветных -делают узбекские головные уборы универсальными. Верхняя часть и околышек тюбетеек расшиваются цветочными и геометрическими узорами на фоне сплошного рисунка то в виде фигурных медальонов, то в форме цветочных кустов. В XIX - начале XX веков в тюбетейках настолько точно передавалась локальная особенность шитья различных районов, что они служили основанием для определения, откуда родом их хозяин.

В художественном шитье Узбекистана употреблялось множество технических приемов, большое значение придавалось выбору швов, мелкой разделке деталей. Крупные плоскости изображений заполнялись или односторонней гладью вприкреп - босма, образовывающей плотную, слегка рельефную фактуру, или мелким полукрестом - ироки, делающей поверхность узора зернистой, или тамбурным швом - юрма, создающим благодаря точно рассчитанному эффекту впечатление богатства оттенков, подобных переливам драгоценных камней. Юрма часто употреблялся для окантовки и выделения контуров узоров. Причем каждый из названных швов имел множество вариантов, в различных центрах вышивального искусства отдавалось предпочтение той или иной технике шитья, что и помогало созданию локального стиля.

Обилие форм и фактуры тюбетеек поражает воображение. По принадлежности тюбетейки бывают мужские и женские, для детей и стариков. На первый взгляд различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть "не свою" тюбетейку.

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

Различаются изделия по месту изготовления, по своей родине. Всего насчитывается, включая ферганские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов - ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. Традиционные орнаментальные мотивы каждая мастерица тюбетеек обогащает своей фантазией. Орнамент вышитых изделий складывался постепенно - от ритуальных магических узоров до поэтических образов и отличается многообразием формы и высоким уровнем стилизации.

Классическая мужская узбекская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерно контрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца "калампир" с черным фоном. Так, четыре цветка в верхней части тюбетейки, по преданию, охраняют с четырех сторон здоровье мужчины, а шестнадцать узорных арочек, расположенных в ряд по кромке изделия, выражают пожелание быть большой и дружной семьей и иметь шестнадцать детей. Без такой тюбетейки ни один мужчина не появится в мечети, не придет на свадьбу или похороны.

Шахрисабзкие гилам-дуппи и сурхандарьинские пилтадузи, вышитые сплошным швом, отличаются живописной многокрасочной гаммой. Костюм молодой узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой. В Ташкенте популярны мужские тюбетейки - шобпуш из хлопчатобумажной ткани на подкладке, простеганные вручную или на швейной машинке.

Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Недаром же золотошвейные тюбетейки были непременной деталью костюма эмира и придворной знати, а в наше время являются обязательным элементом свадебного наряда. Любопытно, что золотошвейное производство еще в начале двадцатого века было преимущественно мужским ремеслом и только постепенно женщины забрали его в свои руки.

Слово "тюбетейка" произошло от татарского "тюбете": тюбе - верх, вершина. Узбекское название этих шапочек - "дуппи" или "калпок".

Тюбетейки Узбекистана заслуженно пользуются большим спросом во всем мире. Сотканные умелыми руками мастеров, они украшают экспозиции многих музеев. Лучшие и наиболее полные собрания тюбетеек хранятся в Ташкенте в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.

Узбекская тюбетейка – всем шапкам голова
Александр ДЕМАЛЕМ
Источник: http://www.rg-rb.de/"

"Я, наконец, узнал, – сказал однажды сказал мой земляк Нюма из общаги на Майдерихе, что в Дуйсбурге, – как определяют экономическое положение государства. По обилию на улицах головных уборов! В журнале прочитал. Есть чем голову народу покрыть – цветет страна".
Нюма все еще живет ощущением, что его шляпную мастерскую в центре Самарканда ждет большое будущее. Но, при всем уважении к профи, его утверждение я близко к сердцу не принял.
– Получается, – говорю, – что все 24 миллиона жителей из милого нашему с ним сердцу Узбекистана – вполне зажиточный народ. Это при среднемесячном уровне зарплаты, стипендии или пенсии в 15-20 евро. На кепку не хватит, только на тюбетейку.
– Ну что ж, – не унывает Нюма. – Зато все головные уборы произошли от тюбетейки. А что? Кепка – тюбетейка с козырьком. Шляпа – тюбетейка с полями. Цилиндр – тюбетейка с полями и верхом, сохраняющим заданный диаметр. Тюбетейка – всем шапкам голова.
Что тут рассусоливать? Почувствовал я, что просто обязан про тюбетейку рассказать. И, конечно, показать ее во всей красе.

О чем повествует узбекская тюбетейка?
Тюбетейка в основе названия несет тюркский корень "тюбе" – вершина. Это продукт особенный. И повсюду на Востоке называется по-своему. В Туркмении, например, – тахья. Здесь ее кроят с круглым или квадратным донышком. Затем пришивают околыши. Узор и цвет вышивки на тахье зависит от этнической принадлежности. Обычно это геометрический орнамент с классическим сочетанием красного, белого, черного и желтого цветов. Поверх тахьи туркменской девушке надевали серебряное навершие, часто украшенное птичьими перьями – гупба. Если же гупба была без перьев, это означало, что девушка уже сосватана.

По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в Туркмении, но и место жительства – к примеру, в соседнем Таджикистане. Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита геометрическим узором – значит, "родом" с Памира. Богата расцветкой – выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике – мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана). Они вышиваются белым шелком на черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок перца). Квадратна по форме, заканчивается она узким бархатным кантиком черного цвета. Тюбетейка чусти очень изящна и отличается простотой и тонкостью вышивки.

Причем, убор для мужчин и для женщин украшен по-разному. К примеру, у уйгуров более привлекателен тот, что для сильного пола. Зимняя тюбетейка для мужчин делается из меха, а летняя – из шелка и впереди украшается птичьими перьями. Вместо картин в уйгурском доме висят тюбетейки. Да какие! Расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, цветной нитью, пейзажами. Глаза разбегаются. Ну а остановился на такой-то картине взгляд гостя – забирай! Обычай такой. Восток.

Той-дорба – свадебный мешок, в котором казахский жених несет невесте подарки, будь он трижды лисьими шкурами наполнен, все равно не засчитывается, если нет там тюбетейки.

Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта – огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Куда ни глянь – тюбетейка!

Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже... мерой объема. Вот встречаются старые друзья, и кто-то обязательно в шутку предложит: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!"

Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Ясное дело, прежде всего – женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.

Волнообразный стебель вьюнка, который "струился" в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от "сглаза". Узор "след змеи" предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы – плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: "Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".

Вообще мужчин в тюбетейке можно встретить на улицах узбекских городов чаще, чем женщин. Потому и символика сориентирована соответствующим образом. Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки традиционно считались символами охраны его здоровья. А шестнадцать цветков на кромке головного убора – пожеланием иметь большую семью. Не менее шестнадцати детей. Именно такая семья считалась полноценной.

"Вай-дод! – на восточный манер воскликнул Нюма, что означало нечто непереводимое, но вполне цензурное. – По твоему выходит, что если бы рядовой бюргер надел бы тюбетейку, демографическая проблема в Германии разрешилась сама собой..."

Что ж, если бы Европа была накрыта тюбетейкой...

Плов размером с тюбетейку
Мадина Сулаймонбек
Источник: Журнал "Националь" №1/2004

Знаете, почему развалился Советский Союз? "Узбек хотел ходить в тюбетейке и пить зеленый чай, а ЦК КПСС сказал ему: "Ходи в галстуке и пей водку!" Так с армейской прямотой сказал однажды Руслан Аушев.

Девушка в узбекском костюме. Узбекская тюбетейкаНе будем судить, насколько привязанность узбеков к тюбетейке повинна в развале СССР. Интересно то, что упомянуты именно они, хотя этот головной убор носят не только узбеки, но и таджики, туркмены, киргизы, казахи, другие мусульманские народы. Разбираться в родословной тюбетейки все равно что искать изобретателя колеса. Но только один народ приверженностью к ней способен вдохновить на такие строки: "С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек".

На первый взгляд все предельно просто: удобный для местного климата головной убор. Но если вы спросите почтенного узбекского старца, зачем носить тюбетейку, скорее всего, он скажет о другом ее предназначении: "Чтоб шайтан в башку не залез". Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни - мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку.

С детства помню, как в доме моей узбекской подруги Зухры высоко над ковром висела тюбетейка. Она казалась мне такой недосягаемой, даже загадочной. Она и на самом деле была особенной: когда-то она познакомила родителей Зухры. Произошло это на свадьбе, после узбекского танца - ол туппимни - "подними тюбетейку". Мужчины танцуют вокруг тюбетейки. Затем каждый, по очереди, наклонившись, пытается надеть ее на голову так, чтобы не задеть руками. Став победителем, юноша подарил тюбетейку девушке, которая болела за него... Со временем они создали семью. А та тюбетейка стала их талисманом.

Сшить тюбетейку несложно. Два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Самое важное начинается потом, когда тюбетейка вышивается шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Талантливые восточные мастерицы на маленькой поверхности круга выдают бесконечные разновидности узоров. Вот миндалевидный мотив "болом" - символ жизни и плодородия, а вот узор "илон изи" - след змеи, выполняющий роль оберега. Перцевидный узор символизирует чистоту и отрешенность от всего земного, мотив соловья, птицы - высшую мудрость, ветки розы - символ мира и красоты.

Пожалуй, наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана), особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца - "калампир" - и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали.

Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" - имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам), по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее - Бухара.

В общем, как говорят в Узбекистане, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. Найдется она и для гостей. А если вы приедете в эти края еще раз, вам, как старому другу, в шутку предложат: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!"

Шавкат Ниязи, заместитель председателя Международного сообщества писательских союзов:
- Перец (калампир) на тюбетейке "чусти" является символом жизни. А он, как известно, бывает и горьким, и сладким, как и сама жизнь. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку. И на свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

Любопытная версия об орнаменте Ферганской тюбетейки
Наргиза Саидова
Источник: www/uzbekLA.com

Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена искусствоведами Узбекистана. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем боле стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже.
По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части – ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки также не случайна – автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир, ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур».
Цвет тюбетейки – насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырок. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра - это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки - это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации.
Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую и их родоначаьницу – Чустские тюбетейки, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом (любопытно, что в современной медицине аборты у женщин также допускаются только до трехмесячного развития плода. В дальнейшем операция по удалению плода считается опасной для жизни матери).
Вечное повторение всего в том, что четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки - малые, а две - большие. Малая арка отображает бешик - колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки - это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка - тоже бешик, но для человека, покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке - бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0