Мой Узбекистан

Понедельник, 20.11.2017, 18:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Коран Халифа Османа | Регистрация | Вход

Коран Халифа Османа

Как известно, пророк Мухаммед, родившийся в 570 году, проповедовал свое учение с 610 года до самой смерти в 632 году. Он не владел  грамотой, но  проповеди, которые он произносил  в стихотворной форме, хорошо запоминались, и многие знали их наизусть. Но Пророк закончил свою земную жизнь, а из-за частых войн стало быстро уменьшаться число людей, которые сами видели Мухаммеда и слышали, а главное, запомнили дословно проповеди основателя ислама. После одного из крупных сражений, примерно в 650 году, об этом задумался халиф Осман - третий преемник пророка Мухаммеда, женатый на его дочери Наиле.

 Он вызвал приемного сына пророка Зейд ибн Сабита, который знал четыре языка и в молодости был переводчиком и личным секретарем Мухаммеда, записывая его речи. Этот уже пожилой человек, в свою очередь, призвал еще нескольких верных учеников Пророка, которые помнили его проповеди или хранили черновики с их записями. Они работали целый год, выбирая только  те тексты, которые подтверждались независимыми друг от друга источниками, а остальные уничтожили, запретив распространять их под страхом смерти.

  Отобранные записи, или суры, и составили священную книгу ислама - Коран. Суры были скомпонованы не по смыслу или хронологии, а по размеру - от самых больших до самых маленьких. Эти проповеди Зейд ибн Сабит переписал лично, потом с них было изготовлено еще три официальные копии, и таким образом, появились четыре первых канонических экземпляра Корана.

  Все это происходило в столице арабского халифата - в городе Медине. Один экземпляр оставили в Медине, а три были отправлены для просвещения верующих в города Куфу, Басру и Дамаск. Но со временем все три копии погибли, осталась только та, которая хранилась при дворе самого халифа Османа. Он не расставался со священной книгой. Когда противники в 656 году  подняли восстание и осадили его дом, он, по преданию, читал тот самый первоначальный список Корана. Вот как рассказывает об этом драматическом эпизоде Август Мюллер в своей книге «История ислама»:

«Невозмутимо продолжал он, невзирая на бряцание оружия, читать дальше Коран, подкрепляясь бодро словом божьим... Когда толпа убийц ворвалась, в первый момент никто не осмелился дотронуться до седой головы халифа... Его заслонила собой жена Наиля, она старалась рукой отразить меч, и ей обрубили пальцы. Вслед за тем брызнула фонтаном кровь зятя Пророка - его наместника, и залила страницы святой книги, которую умирающий крепко прижимал к груди...»

  С того момента Коран, залитый кровью халифа Османа, стал одной из святынь халифата и всегда находился при дворе повелителей - в Медине, а затем в Дамаске и Багдаде. Точно неизвестно, где хранилась рукопись после трагических событий 1258 года, когда был убит монголами последний багдадский халиф. Но в Среднюю Азию священная книга попала благодаря Амиру Темуру, который во всех покоренных странах собирал ценные рукописи для своей библиотеки в  Самарканде.

  Возможно, Коран был захвачен его войсками в 1393 году при штурме Багдада. По другой версии, багдадские халифы в 1262 году отправили рукопись в числе других богатых даров ханам Золотой Орды, когда они приняли ислам. В 1395 году Амир Темур разгромил столицу Орды, город  Сарай Берке на Волге. В это время он также мог овладеть Кораном и привезти его  в Самарканд.    Священная реликвия хранилась в Самарканде почти четыреста лет. Считается, что это единственная книга, оставшаяся от библиотеки, собранной Амиром Темуром со всего Востока и бесследно исчезнувшей во второй половине XV века. Тот, кто бывал в Самарканде, помнит гигантскую каменную подставку во дворе мечети Биби-Ханум. Подставка предназначена именно для священного Корана Османа и подарена в начале XV века самим Мирзо Улугбеком, о чем имеется надпись, высеченная на основании подставки.

  Когда в 1868 году Самарканд был завоеван Российской империей, на знаменитый Коран обратил внимание генерал-губернатор Туркестанского края К.П. фон Кауфман. Книга, хранившаяся при поминальной мечети Ходжи Ахрара, была конфискована (в печати, правда, сообщалось не о конфискации, а о покупке манускрипта за 100 золотых рублей) и отправлена в Санкт-Петербург, в императорскую публичную библиотеку. Генерал-губернатор получил за это звание «почетного члена императорской публичной библиотеки».

  Исследования российских ученых доказали подлинность рукописи. Даже скептически настроенные исследователи отнесли ее создание к концу VII века, то есть ко времени, почти совпадающему с гибелью халифа Османа. На книге действительно есть бурые пятна крови. Она состоит из 353 пергаментных листов размером 68 на 53 сантиметра. 69 недостающих утерянных листов еще в древности заменены бумажными вставками, имитирующими пергамент. На  каждой странице черной и красной тушью записано по 12 строк первоначального канонического текста  Корана - проповеди Пророка, записанные очевидцами.

 После Октябрьского переворота Коран был возвращен верующим. Сначала, в 1919 году, он попал в Уфу, где был центр советского ислама. Однако мусульмане Туркестана не раз обращались с просьбами вернуть Коран туда, где он хранился несколько столетий. В 1923 году на специальном поезде Коран был перевезен в Ташкент и долгое время оставался в Государственном историческом музее. После обретения Узбекистаном независимости  священная книга при огромном стечении людей на площади Хаст Имам была передана Президентом И. А. Каримовым  в библиотеку муфтията.

  Сегодня это единственный сохранившийся в мире первоначальный список Корана. Все остальные Кораны - копии, сделанные через 50, 100, 300 лет и позже. История этой священной книги как бы подтверждает известную латинскую пословицу: «Habent sua fata libelli» - «Книги имеют свою судьбу».

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0