Мой Узбекистан

Пятница, 21.07.2017, 11:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Восточный ковер | Регистрация | Вход

Восточный ковер

Традиции народного ковроделия Узбекистана необычайно древние, они результат труда и творческих поисков многих поколений. Ковры, создаваемые многочисленными мастерицами, работающими на дому, в основном, в сельских местностях Узбекистана, совершенны и по технике, и по своему художественному оформлению. Народные мастерицы заботливо хранят и талантливо развивают прекрасные художественные традиции ковроделия.

Узбекские ковровые изделия делятся на три вида - ковры коротковорсовые гилям, длинноворсовые джульхирс и паласные ткани.

Для коротковорсовых ковров характерна глубокая красно-коричневая гамма, освещаемая гармонично сочетающимися огоньками цветных деталей основных медальонов, чаще всего геометрической формы. Лучшие экземпляры узбекских коротковорсовых ковров высоко оцениваются за свои декоративные качества, глубину и прозрачность тонов, своеобразную простоту орнаментики.

Издавна распространен среди узбекского сельского населения длинноворсовый ковер джульхирс. Этот вид коврового искусства не был известен в ковроделии других народов Средней Азии. Ныне он приобретает широкую популярность за свои декоративные качества и отчасти за перекличку с модными тенденциями мирового ковроделия, расширяющего производство длинноворсовых ковров. Джульхирсы монументальны по композиции, просты по орнаменту, эффектны по колориту.

Разнообразны паласные ткани Узбекистана. В числе их видов кохма - ткань, состоящая из гладких полос разного цвета, терма и гаджари, тканные в узор разными приёмами „переборной техники" и орнаментируемые рядами мелких геометрических или геометризованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами, араби, выполняемая так называемой ,,зазорной" техникой. Все виды паласных тканей иногда дополняются приемом накладною рисунка. Эта сложная и трудная техника, создающая впечатление вышивки, называется бешкашта. За последние полвека техника и орнаментация паласов араби получила большое распространение не только в среде узбекского населения, но и населения всех среднеазиатских республик.

До начала XX века ковроделие было исключительно женским домашним промыслом сельского населения страны. В городах ковров не выделывали, хотя спрос на ковры здесь был тоже устойчив и высок, удовлетворяли его за счет ввоза ковров из соседних районов Средней и Передней Азии. В советское время были созданы ковровые мастерские при промысловых артелях республики, а с 1960 г. - небольшие фабрики в Хиве, Андижане, Шахрисабзе. Однако ручное домашнее ковроделие по-прежнему популярно среди населения Узбекистана.


О восточном ковре

Автор: Джураева Айгуль

Базары Бухары. Шум, звонкие голоса торговцев зазывают покупателей, Отдается дань одной из ярких традиций Востока- тут и там идет жаркий торг. Щекочет в носу от аромата специй. Запах домашнего хлеба, испеченного в национальной глиняной печи «тандыр», дразнит аппетит.

Среди этого водоворота, в глаза бросаются разноцветные полотнища ковров, полных прекрасных плодов, птиц, зверей, ветер шелестит лепестки роз, вобравших в себя лучи щедрого солнца этой необыкновенной земли.

Ковры. Что мы знаем о вещах, окружающих нас каждый день? Они молчат и в тоже время о многом говорят. Первоначально созданные для того, чтобы заменять мебель кочевнику, они постепенно стали предметом роскоши и даже искусства.

Очень большая связь местных жителей со своим национальным искусством. Дом покажется узбеку пустым и бездушным, если в нем нет ковра. На Востоке отдавали огромные богатства за ковер.

О восточных коврах сложены легенды, о них писались поэмы. Еще в 13 веке итальянский путешественник Марко Поло в своей книге, говорит: «Выделываются тут, знаете, самые тонкие и красивые в свете ковры».

До 1920 года до того, как произошла народная Революция в Бухарском эмирате, часть территорий современной Туркмении и Афганистана были в составе Бухарского ханства. Бухара была столицей, она находилась на перекрестке двух веток великого Шелкового Пути.

В Бухаре действовали очень большие базары, откуда товары увозились купцами в Европу, в Россию. Ковры со всего эмирата привозились на эти базары. И назывались они бухарскими, хотя в действительности ткались в каком-нибудь маленьком селении на краю огромного государства.

Как сотканы ковры? Сотканы ли они с любовью руками усердных мастериц или бесчувственной машиной.
Чем отличается ковер, сделанный за считанные часы на фабрике от ручного, над которым трудились в течение многих месяцев или даже лет?

На самом деле, каждая вещь- это долгая история. У нее есть свои создатели люди или машины, у них есть определенный срок- несколько лет или столетия.

Восточные ковры веками вызывают восхищение людей. В чем причина и в чем загадка восточных ковров?

Прежде всего, славу коврам, обеспечивают натуральные материалы: шелк или первоклассная шерсть, из которых они сотканы.
Наиболее ценными считаются шелковые ковры.

На тутовых деревьях, непривередливых и растущих повсюду в огромном количестве, обитают черви тутового шелкопряда. Они несколько месяцев поедают листья дерева, и плетут себе кокон из шелковой нити, из которого потом и получают натуральную шелковую нить.

Нить, полученная из одного кокона, может быть длинной до 1 км. Китайцы долго хранили секрет получения шелковой нити, пока его не раскрыли в Средней Азии.

Ковры, сотканные из шелковой нити необычайно тонки, они переливаются красками, сверкают на солнце.
Другой естественный материл- это овечья или верблюжья шерсть.

Все эти материалы благотворно влияют на здоровье человека, и самое главное, они естественные – живые, и долговечны.

Ковры, сотканные из натуральных материалов, бросали на мостовую перед ковровой мастерской, чтобы по ним проехались бесчисленные колеса повозок, их примяли ступни ног прохожих, после этого ковер, отмытый от грязи в горячей воде, заиграет новыми красками, он еще больше засверкает на солнце.

Теперь ковер готов служить человеку многие десятилетия, его передадут потомкам в наследство.

Но перед этим к ковру в течение многих месяцев прикасались руки мастериц. Они разговаривали с ковром, рассказывая ему о своей жизни, пели песни. Такой ковер- радость для глаз, он благотворно действует на зрителей творческой энергией своих созидателей.

Материалы

Жаркое лето в Бухаре, со всех сторон она окружена пустыней, откуда веют жаркие ветра, фрукты и овощи впитывают лучи солнца, становятся необыкновенно сладкими и сочными.
Соки, получаемые из них и служат естественными красителями.

Шелковые нити, использующиеся для изготовления ковра мастер приобретает на местной шелкомотальной фабрике, шерсть на базаре у деревенских жителей.

Очень часто ковры, сотканные из синтетических нитей, выдают за натуральные. Стоимость натуральных нитей, намного выше искусственных.

Настоящая ли это шелковая или шерстенная нить определяют свежующим образом: при поджигании шерстенной нити, источается специфический запах, похожий на запах горящего человеческого волоса. Пламя, бежит вверх по нити.

Шелк, горит почти без запаха, и пламя спиралью вьется вокруг нити.
У шерсти, зола на конце нити скручивается в виде обуглившегося шарика, а у шелка, осыпается в виде черной пыли.

Ковер, сотканный только из натуральных материалов, долговечен. С ним ничего не случится, он очень прочный.

Крашение

Богатство красок добиваются за счет крашения нитей в соке ягод, фруктов,

Перед окрашиванием нитей, их нужно обязательно очень хорошо вымыть. Чем лучше будут промыты нити, тем выше будет качество окрашивания. Моют их в горячей воде с квасцами.

Вымытые нити сушат в темном помещении около 2-3 дней летом, зимой дольше.

Начинается самый тяжелый этап- крашение нитей. Ошибочно считается, что самый тяжелый и ответственный момент в ковроделии - это плетение. На самом деле - это ни так. Самый трудоемкий и непредсказуемый процесс- это крашение.

Оказалось, что очень тяжело достичь желаемого цвета. Результат зависит от многих факторов. Например, температуры окрашивающей жидкости, качества нитей.

Каждое время года богато своими плодами, служащих натуральными красителями.
Разные времена года - разные цвета и оттенки.

Летом, больше всего фруктов и овощей. Поэтому, мастер старается заготавливать нити уже с лета.

Зимой в качестве красителей используют кожуру ореха, граната, коренья различных растений, с лета, развешанный в чулане, виноград.

Весной - листья орехового дерева, черные ягоды тутового дерева.
Летом - кожура лука, черный виноград, шафран.
Осенью - желтая дыня, пшеница, клевер, боярышник.

Ягоды и фрукты, специально держат несколько часов под палящими лучами солнца, пока они выпустят весь свой сок. Затем его кипятят на огне. Красильная жидкость готова.

Для того, чтобы нити очень хорошо окрасились, и приобрели известную долговечность и насыщенность цветами, их оставляют в красителе на несколько дней.

Когда они достаточно окрасились, их вынимают и сушат на солнце. Нити для изготовления великолепного ковра готовы.

Даже из зеленного или черного чая, можно получить очень красивый зеленный, яркий цвет.
Черный чай тоже окрашивает нити в темный цвет, близкий к грязному черному.

Есть такая трава – хазорраспон, очень популярная на востоке. Трава считается целебной. Еще Авиценна, называл ее «средством от тысячи болезней». Эту траву также используют для окрашивания нитей в очень приятный желтый цвет.

Гранат дает грязно-красный цвет. Шафран - очень яркий желтый цвет. Из лука получают разные оттенки желтого и золотого, все опять таки зависит от времени выдержки в ней нитей и температуры жидкости.
Кожура ореха – коричневый цвет, ореховый цвет.

В зависимости от вида фрукта и овоща меняется время выдержки в нем нитей от нескольких дней до двух недель.

Красный тутовник и гранат, окрашивают нити очень быстро. 1.5 часа вполне достаточно, чтобы краситель впитался в шелк или шерсть навечно.

В соках некоторых фруктов и овощей нити нужно держать несколько дней.
Все сырье используется местное, начиная от нитей и заканчивая красителями.

Очень редко мастера используют в качестве красителей не местное сырье. Например, индиго из Афганистана. Считается, что оно отличного качества.

Впрочем, узбекская земля настолько богата фруктами и овощами, что можно найти заменитель из местного сырья.

С коврами, нити, которых окрашены натуральными красителями, ничего не случится. Они не боятся ни солнца, ни дождя, ни воды из прорвавшей трубы в вашей квартире.

В ковре очень важна цветовая гамма. Самое правильное сочетание цветов в природе.
Поэтому искусственные красители не могут создать ту гармонию цветов, которую дают натуральные красители.

О мастере

Наш мастер - потомственный ковродел. Секреты этого ремесла, как в наше время, так и в прошлые столетия передавались из поколения в поколение. У каждой семьи свои секреты изготовления ковров, хранящиеся семьей. Если даже и нанимают работников, то только из многочисленных родственников.

Вся его семья занята изготовлением ковра, начиная с закупки сырья и заканчивая плетением.

Плетением ковров в основном занимаются женщины, проводя большую часть своей жизни, сидя за станком. С утра до поздней ночи, делая порой по нескольку тысяч узелков в день.

Раньше девушку усаживали за станок с 12 лет. В конце концов, они достигали такого мастерства, что были способны соткать ковер без макета, плетя узор в голове, по памяти.

Тонкими пальцами девушек- подростков легче завязывать узелки из шелковых нитей.

В некоторых селениях женщины всю жизнь плетут ковры. Они необыкновенные мастерицы. О них ходят легенды.

Семья нашего мастера ткет ковры различных дизайнов и цветов. Также импортирует ковры их Ирана и Афганистана.
На изготовление ковра размером 1м х 1,6м уходит 5-6 месяцев.

Об узорах

Узоры на коврах символичны. Каждый узор имеет свое мистическое значение.
Например, перец оберегает от злых сил.

Гранат- символ плодородия. Миндаль- символ долголетия.

Ствол со множеством ответвлений- это дерево жизни.

На восточных коврах очень часто изображают медальоны, так называемые «гелли». Ковер делится на множество прямоугольников, в центре которых ткутся своеобразные шестиугольные знаки. Считается, что это эмблемы племен.

Ковры тем и ценны, что несут в себе многовековую историю, которую можно прочитать по узорам.

Изготовление

Техника изготовления ковра нисколько не изменилась. Его ткут тем же способом и при помощи примитивных инструментов, что и тысячелетия назад. Основной и самый главный инструмент здесь- человеческие руки и творческая фантазия.
При помощи этих двух инструментов и создаются настоящие шедевры.

Как уже говорилось, ковры ткутся только из натуральных материалов: шелка, шерсти и хлопка. Но иногда их комбинируют.

В качестве основы, используют шелк или хлопок, это более прочный материал, чем шерсть. Шелк и хлопок, делают ковер прочнее.

Основу наматывают на деревянную перекладину, и вплетают ворс в нить.
Каждая нить, завязывается особым узелком. Есть разные виды плетения. Самые тонкие и ценные ковры, получаются при плетении одинарным узлом, который еще называют «персидским». Ковры, плетенные одинарным узлом, тонкие и легкие.

Более плотные ковры, плетенные двойным или «турецким» узлом. Если с размаха бросить нож, в такой ковер, то он не сможет его пронзить. Такой он плотный.

Плотность ковров оценивается количеством узелков на квадратный сантиметр. У нас она от 30 до 80 узелков на квадратный сантиметр.

Скорость плетения зависит от качества нити, материала и техники плетения. Шелковые ковры труднее ткать, чем шерстяные.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0