Мой Узбекистан

Вторник, 26.09.2017, 08:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Ганч | Регистрация | Вход

Ганч

Резьба по ганчу в творчестве народных мастеров Узбекистана представлена богатейшим арсеналом орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, решенных в манере плоскорельефной резьбы. Особую отрасль в ганчевой резьбе узбекских мастеров составляет сложное искусство изготовления объемных сталактитообразных карнизов - шарафа, оформляющих переход от стены к плоскому потолку или к круглому, высокому куполу, зачастую заполняющих этот купол. Такие карнизы, потолки, своды богато украшались полихромной росписью. Другим видом декоративных ганчевых работ является ажурная резьба решеток - панджара. При изготовлении карнизов и решеток мастера пользовались способом отливки.

В основе искусства и техники исполнения резьбы по ганчу, содержащему большой процент гипса, лежит его способность к быстрому схватыванию. Ганч проходит сложную обработку, важнейшими процессами которой являются обжиг, очистка, замешивание ганчевого порошка с добавлением растительного клея.

По сырой ганчевой штукатурке режут острыми металлическими резцами, прорезая сначала контур узора, затем углубляя фон и отделывая рельеф. Существуют различные традиционные приемы обработки рельефа острыми или овальными срезами, тонкими врезками. Разновидности бесфоновой трехгранновыемчатой резьбы используются узбекскими мастерами преимущественно в обрамлениях. Используя пластические свойства сырого ганча и его прочность после схватывания, мастера добиваются изящной разработки узорного рельефа, особенно в оформлении цветочных розеток.

Художественные возможности ганча разнообразны. Оригинальная техника цветного ганча насчитывает целый ряд приемов резьбы по двухцветной или многоцветной штукатурке. Известно, что эти приемы широко использовались в средневековой Бухаре, в Самарканде. Стремление к полихромности резного узора выражалось в подцветке белого ганча холодными голубовато-синими или теплыми оранжево-красными тонами, В альбоме показано панно из Маргилана начала 20 в. с резьбой на голубом фоне. Этот прием сохранился в творчестве современных ташкентских мастеров, работы которых представлены здесь.

Мастера знают, как оживить белый холодный ганч, как наполнить его ритмами и мотивами своей фантазии, как найти в нем певучую пластику рельефного узора, как создать гармонию капризного материала и стремительно бегущей узорной линии. Пережив традиционную каркасную систему местного зодчества и не исчерпав своих художественных возможностей, орнаментальная резьба

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0