Вторник, 19.03.2024, 14:50
Керамика Художественная керамика занимает достойное место в народном прикладном искусстве Узбекистана и ее производство было одним из самых высокоразвитых ремесел. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики, во все времена лучшие произведения узбекской художественной керамики с редкостной выразительностью и лаконизмом выявляли подлинные черты творческого народного гения. Археологи до сих пор находят различные образцы керамических изделий
на территории республики Узбекистан - вазы, чаши, кувшины и т.д. Судя
по обилию находок, изделия из керамики издавна были в активном обиходе
местных жителей. Это блюда лаганы, сферические чаши-пиалы и косы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров - от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом среди широких масс населения. Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом. Художественная керамика Узбекистана представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурированной керамикой. За последние 100-150 лет отчетливо определились в Узбекистане керамические центры: Гиждуван, Шахрисабз, Самарканд, Ташкент, Риштан, Хорезм, за последние десятилетия завоевали известность работы керамистов Гурумсарая, Денау и Чимбая в Каракалпакской АССР. Изготовляемая в этих центрах керамика отчетливо локализуется прежде всего на две цветовые группы - сине-бело-зеленую и зелено-коричнево-желтую. Это определенное цветовое пристрастие объясняется в значительной степени техническими причинами. В Ферганской долине и Хорезме, где употребляют щелочную глазурь ишкор, доминирует сине-бело-зеленый колорит росписи, так как под глазурью ишкор желто-красные цвета разлагаются, а синий, зеленый цвета дают множество прекрасных ярких и нежных оттенков. В районах употребления свинцовой глазури: в Самарканде, Бухаре, Ташкенте очень хороши все оттенки желто-красно-коричнсвой гаммы. Керамическая роспись в этих районах поражает звучной, сказочно пылающей цветовой гаммой и в то же время необычайно тонкой живописностью. Формы сосудов и композиционные построения орнаментального оформления мало отличаются по районам, но мотивы орнамента сохраняют локальное своеобразие по сей день. Сине-голубая и сине-зеленая посуда Ферганской долины чаще всего оформляется тонким цветочно-растительным орнаментом, геометрические элементы здесь не играют главной роли. Справедливо эту роспись называют лирической. Орнамент сине-зеленой посуды старейших керамистов Хорезма - иного характера. Мотивы их узоров близки к узорам архитектурной керамики с белым плетением по темно-зеленому или синему фону, для орнамента этой росписи характерны спиралевидные побеги, заключенные в геометрические фигуры. Вместо местной щелочной глазури ишкор современные хорезмские керамисты употребляют истолченное белое стекло, применяя разнообразные типы орнамента, выполняемого в полихромной гамме, используют свинцовую глазурь фабричного производства. Орнамент строится из крупных незатейливых мотивов геометрического характера и условных изображений растительных узоров - цветочных розеток и листьев. Керамика Самарканда, Бухары, Ташкента отличается не только колоритом. но и приемами оформления. Здесь популярны старинная пятнистая или потечная желто-зеленая роспись и выразительная роспись крупным растительным орнаментом. Мастера изображают на блюдах и чашах плоды, пышные цветущие ветки. Кроме кистьевой росписи здесь применяется довольно широко резьба, гравировка рисунка и штамповка. Художественная керамика Узбекистана делится на два вида: поливную глазурованную керамику и неполивную керамику. Основными центрами керамики были Ферганская долина, Бухара, Хорезм и Самарканд, но качественные изделия производились также в Ташкенте и в других городах. Со временем образовалось несколько основных школ керамики и каждая школа отличалась оригинальной техникой исполнения, выдержанностью мотивов и гармонией цвета. Изготовляемая в этих центрах керамика делилась на две цветовые группы – зелено-коричневато-желтую и сине-бело-зеленую и это цветовое различие определялось в первую очередь техническими причинами. Гончары Хорезма и Ферганской долины употребляли в производстве изделий щелочную глазурь и поэтому для этой школы характерна сине-бело-зеленая цветовая гамма. Мастера Самарканда, Бухары использовали свинцовую глазурь и в их изделиях доминировали желто-красно-коричневые цвета. Гончары этих школ изготавливали не только различную бытовую посуду, а также игрушки для детей в виде фигурок драконов, птичек. Техника исполнения народных игрушек из неполивной керамики популярна уже в течение многих столетий. И по сей день опытные мастера Узбекистана, возрождая и продолжая искусство мастеров прошлого, создают великолепные и оригинальные в своем исполнение изделия. |
ПоискМеню сайта...
...Друзья сайта |