Мой Узбекистан

Воскресенье, 23.07.2017, 13:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Керамика | Регистрация | Вход

Керамика

Художественная керамика занимает достойное  место в  народном прикладном искусстве Узбекистана и ее производство было одним из самых высокоразвитых  ремесел. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики, во все времена лучшие произведения узбекской художественной керамики с редкостной выразительностью и лаконизмом выявляли подлинные черты творческого народного гения.

Археологи до сих пор находят различные образцы керамических  изделий на территории республики Узбекистан - вазы, чаши, кувшины и т.д. Судя по обилию находок, изделия из керамики издавна  были в активном обиходе местных жителей.

Это блюда лаганы, сферические чаши-пиалы и косы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров - от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом среди широких масс населения. Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом. Художественная керамика Узбекистана представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурированной керамикой. За последние 100-150 лет отчетливо определились в Узбекистане керамические центры: Гиждуван, Шахрисабз, Самарканд, Ташкент, Риштан, Хорезм, за последние десятилетия завоевали известность работы керамистов Гурумсарая, Денау и Чимбая в Каракалпакской АССР.

Изготовляемая в этих центрах керамика отчетливо локализуется прежде всего на две цветовые группы - сине-бело-зеленую и зелено-коричнево-желтую. Это определенное цветовое пристрастие объясняется в значительной степени техническими причинами. В Ферганской долине и Хорезме, где употребляют щелочную глазурь ишкор, доминирует сине-бело-зеленый колорит росписи, так как под глазурью ишкор желто-красные цвета разлагаются, а синий, зеленый цвета дают множество прекрасных ярких и нежных оттенков. В районах употребления свинцовой глазури: в Самарканде, Бухаре, Ташкенте очень хороши все оттенки желто-красно-коричнсвой гаммы. Керамическая роспись в этих районах поражает звучной, сказочно пылающей цветовой гаммой и в то же время необычайно тонкой живописностью.

Формы сосудов и композиционные построения орнаментального оформления мало отличаются по районам, но мотивы орнамента сохраняют локальное своеобразие по сей день. Сине-голубая и сине-зеленая посуда Ферганской долины чаще всего оформляется тонким цветочно-растительным орнаментом, геометрические элементы здесь не играют главной роли. Справедливо эту роспись называют лирической. Орнамент сине-зеленой посуды старейших керамистов Хорезма - иного характера. Мотивы их узоров близки к узорам архитектурной керамики с белым плетением по темно-зеленому или синему фону, для орнамента этой росписи характерны спиралевидные побеги, заключенные в геометрические фигуры.

Вместо местной щелочной глазури ишкор современные хорезмские керамисты употребляют истолченное белое стекло, применяя разнообразные типы орнамента, выполняемого в полихромной гамме, используют свинцовую глазурь фабричного производства. Орнамент строится из крупных незатейливых мотивов геометрического характера и условных изображений растительных узоров - цветочных розеток и листьев.

Керамика Самарканда, Бухары, Ташкента отличается не только колоритом. но и приемами оформления. Здесь популярны старинная пятнистая или потечная желто-зеленая роспись и выразительная роспись крупным растительным орнаментом. Мастера изображают на блюдах и чашах плоды, пышные цветущие ветки. Кроме кистьевой росписи здесь применяется довольно широко резьба, гравировка рисунка и штамповка.

Художественная керамика Узбекистана делится на два вида: поливную глазурованную керамику  и   неполивную керамику.

Основными центрами керамики были  Ферганская долина, Бухара, Хорезм  и Самарканд, но качественные изделия производились также в Ташкенте  и в других городах.  Со временем образовалось несколько основных школ  керамики и каждая  школа отличалась  оригинальной техникой исполнения, выдержанностью мотивов и гармонией цвета.  Изготовляемая в этих центрах керамика делилась на две цветовые группы – зелено-коричневато-желтую и сине-бело-зеленую и это цветовое различие определялось в первую очередь техническими причинами. Гончары  Хорезма и  Ферганской долины  употребляли в производстве изделий щелочную глазурь и поэтому для  этой школы  характерна сине-бело-зеленая цветовая гамма. Мастера Самарканда, Бухары использовали свинцовую глазурь и в  их  изделиях  доминировали желто-красно-коричневые цвета. Гончары этих школ изготавливали не только различную бытовую посуду, а также игрушки для детей в виде фигурок драконов, птичек. Техника исполнения народных игрушек из неполивной керамики  популярна уже в течение многих столетий.

И по сей день  опытные мастера Узбекистана,  возрождая и продолжая искусство мастеров прошлого, создают  великолепные   и оригинальные в своем исполнение  изделия.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0