Мой Узбекистан

Вторник, 19.03.2024, 13:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Страницы истории Ташкента | Регистрация | Вход

Страницы истории Ташкента


Главная мечеть в старом городе

Ташкент - город на границе земледельческих оазисов Средней Азии и бескрайних евразийских степей существует уже более двух тысяч лет. В глубокой древности, когда этот город носил еще название Чач, он не был особенно крупным и по значению в истории значительно уступал своим более южным соседям - Самарканду и Бухаре. Но археологи сегодня уверенно идентифицируют на территории современной столицы Республики Узбекистан несколько значительных археологических объектов, бывших предками Ташкента. Да и сохранившиеся памятники древней архитектуры имеют достаточно почтенный возраст. Так, знаменитая подземная чилля-хана при мавзолее Зайн ад-дина бобо построена в ХII веке. Но основная масса древних памятников Ташкента, которые сегодня можно увидеть, относятся к ХVI веку, когда Ташкент стал столицей одного из крупных уделов государства шейбанидов и управлялся авторитетной ветвью этой династии.

Другой группой интересных памятников истории и архитектуры являются сохранившиеся постройки нового города, созданные талантливыми инженерами конца ХIХ - начала ХХ веков для общественных учреждений административного центра Туркестанского края, образованного в Средней Азии после завоевания этих земель Российской империей.

Наконец, наша современность, включающая в себя и старое, и новое, многочисленные перестройки, полные перепланировки, грандиозное суперсовременное строительство - все это превратило Ташкент в уникальный образец самого крупного среднеазиатского мегаполиса, в котором чрезвычайно поучительно для нас попытаться осмыслить взаимоотношения древности и современности для того, чтобы понять сам дух этого города.

Люди живут на месте современного Ташкента уже много тысяч лет. Благодатная зелень Ташкентского оазиса, раскинувшаяся по берегам небольшой, но многоводной реки - Чирчика, привлекла человека еще в каменном веке. Чирчик вытекает из Чимганских гор (это - западные отроги горной страны Тянь-Шань, в ясную погоду они хорошо видны из Ташкента) и впадает в великую реку Центральной Азии - Сырдарью.

Еще в древности, для того, чтобы расширить площадь орошаемых Чирчиком земель, в верхнем его течении были отведены многочисленные каналы. Эти каналы действуют и сегодня, они протекают через современный город и имеют вид природных речек, но на самом деле это ирригационные сооружения, прорытые людьми две-две с половиной тысячи лет тому назад. Если взглянуть на Ташкент с самолета, то можно ясно увидеть, что город располагается у подножия высоких гор на изрытой каналами холмистой равнине, плавно понижающейся с северо-востока на юго-запад. Самая высокая отметка в пределах города - 511,7 метра над уровнем моря, самая низкая - 381,1 метра.

Многие холмы, угадываемые под городской застройкой, - остатки древних поселений. Самым старым из них считается холм Мингурюк-тепе у северного железнодорожного вокзала. Археологические раскопки показали, что это и есть остатки первоначального города Ташкента двухтысячелетней давности, города, уничтоженного во времена арабского завоевания Центральной Азии, то есть в начале VIII века. Тогда и город и весь оазис назывался Чач. Специалисты производят современное название города - Ташкент - от слов Чач-кент, что в переводе с древнетюркского языка означает "город страны Чач". Под именем Чач он известен в документах и надписях древнеперсидских царей, которые неоднократно предпринимали сюда военные походы.

В те далекие времена, когда страна Чач являлась желанной добычей для завоевателей: персидских шахиншахов, фаланг Александра Македонского, кочевников Центральной Азии (белых гуннов, юечжи), местные жители были огнепоклонниками, то есть исповедывали исконно среднеазиатскую религию - зороастризм. Памятники эпохи зороастризма разбросаны по всей территории современного Ташкента. Под отдельными холмами археологи обнаружили небольшие укрепленные поселения-замки, храмы Огня и других зороастрийских божеств. Довольно часто попадаются в земле Ташкента и характерные оссуарии - особые украшенные глиняные сосуды для погребения человеческих костей по странному обряду зороастрийцев.

После разрушения Чача (арабы произносили "Шаш") завоевателями-мусульманами под предводительством известного полководца Кутейбы ибн Муслима город в районе Мингурюк-тепе уже не возродился, а стал отстраиваться в другом месте - на холме между современными площадями Хадра, Эски-Джува и Чорсу. Очень наглядно это можно себе представить, стоя на площадке перед сохранившимся памятником средневековой архитектуры - медресе Кукельдаш, расположенным в конце улицы Навои напротив высотной гостиницы Чорсу. Строители ХVI века - при шейбанидском правителе Дервиш Мухаммад-хане выбрали эту оконечность южного фаса средневекового внутреннего города - шахристана - для возведения величественного здания медресе (то есть исламского института), самого крупного из семнадцати подобных учебных заведений, существовавших в Ташкенте.


Современный вид медресе Кукельдаш

Осмотр медресе Кукельдаш и площади Чорсу демонстрирует одну из очень характерных особенностей современного Ташкента - его поразительную многоликость. Суперсовременные постройки здесь нередко соседствуют с седой древностью, воспоминания о прошлом живут рядом с небоскребами будущего.

Недалеко от медресе Кукельдаш видны три обновленных купола - это реконструируется главная пятничная мечеть. Она носит имя известного общественного деятеля эпохи темуридов Хoджи Ахрара (1404-1490) - главного шейха могущественного дервишского ордена накшбанди.


Панорама старого города, снятая с купола мечети Ходжи Ахрара
Панорама старого города, снятая с купола мечети Ходжи Ахрара

Ташкент был типичным средневековым восточным глиняным городом. Внушительная стена с двенадцатью воротами и сторожевыми башнями защищала горожан от вторжения извне. В наше время от многокилометрового фортификационного сооружения практически ничего не сохранилось, разве что современная декоративная имитация Самаркандских ворот. Внутри городских стен одноэтажные дома из сырцового кирпича под плоскими земляными крышами образовывали небольшие кварталы - махалля, окруженные узкими немощеными улочками. К началу ХХ века в старом городе 21 тысяча таких жилых домов образовывали почти 280 махалля. Махалля объединялись в крупные районы - даха , каждый из которых управлялся собственной выборной администрацией. В Ташкенте было 4 даха, названия их сохранились до наших дней: Шейхантаур - на востоке, Бешагач - на юге, Кукча - на западе, и Сибзар - на севере старого города. Даха сходились к центру, где у подножия главного городского холма (шахристан) располагался центральный рынок - средоточие тогдашней общественной жизни.


Вид старогородского базара в начале ХХ века
Вид старогородского базара в начале ХХ века

"Шумная, пестрая, разноплеменная толпа, изобилие всяких экзотических фруктов, пятна непривычно ярких цветастых нарядов, еще более яркие тона всякого азиатского товара, выпирающего по рядам лавок-палаток, величавые белобородые всадники на конях, ослах и верблюдах, пробирающиеся в разных направлениях по многоголосным переходам и площадям, - и все это, как в расплавленном масле, плавает в сверкающем, не скупящемся южном солнце", - так описывает замечательный ташкентский базар в начале ХХ века очевидец. Главный рынок Ташкента существует на одном и том же месте уже более десяти веков. Издавна здесь объявлялись народу и распространялись всякие новости, выступали певцы-хафизы, проповедники-маддахи, клоуны-масхарабозы и острословы. В особых балаганах показывали свое искусство циркачи-дарвазы. Здесь же можно было встретить странствующих дервишей-каляндаров, одетых в своеобразные наряды, сшитые из разноцветных лоскутов. На голову каждый дервиш одевал характерную остроконечную шапку (кулах), а на поясе носил особую чашку для сбора подаяний, изготовленную из кокосового ореха.


Дервиши на ташкентском базаре
Керамическая мастерская в старом городе

И конечно же, на базаре продавалась разнообразная продукция мастеров-ремесленников, чем с незапамятных времен славился на Востоке Ташкент. Прежде всего, это была выдающаяся по художественным достоинствам шашская керамика - кувшины, чаши, блюда, детские игрушки и специальным образом выделанная кожа - зеленый шагрень.

Помещения базара мало отличались от махалля и состояли из все тех же глинобитных каркасных построек. Лишь кое-где в городе над однообразными желтыми стенами домов, не имевших окон со стороны улицы, возвышались монументальные общественные здания с куполами, возведенные из обожженного кирпича, - мечети, медресе и мавзолеи чтимых подвижников ислама. Лишь малая их часть сохранилась. И время постройки (ХII-ХIХ вв.), и художественная ценность переживших века памятников старинной архитектуры Ташкента весьма различны. Мы это можем видеть на примере почитаемого мавзолея (мазара) мусульманского святого Абу Бакра ибн Исмаила Каффаля, расположенного среди средневековых сооружений комплекса Хаст Имам. Путь к Хаст Имаму проходит через частично сохранившиеся типичные махалля старого города.


Мазар Абу Бакра Каффаля шашского

Мавзолей Абу Бакра Каффаля - купольная постройка причудливых очертаний на высоком основании с фасадом на север - воздвигнут в 948 году хиджры (1541 г.), о чем имеется соответствующая надпись на фасаде, который когда-то сплошь был украшен майоликой. Плохая сохранность здания (потери декоративных плиток, глубокие трещины в кирпичной кладке) вызвана, главным образом, воздействием подземных толчков. Cуществующий мавзолей Абу Бакра Каффаля - конечно, не первый над могилой святого, жизнь и деятельность которого относится к Х веку (он умер в 976 году). Когда предыдущие строения разрушались от древних землетрясений, горожане упорно возводили и возводили новые.


Современный вид медресе Барак-хана (бывший Кок Гумбаз)
Современный вид медресе Барак-хана (бывший Кок Гумбаз)

Вообще район Хаст Имама богат сохранившимися памятниками древней восточной архитектуры. Сейчас здесь размещается резиденция муфтия - главы мусульман Республики Узбекистан. Она расположена в старинном медресе Барак-хана, построенном в ХVI веке, на несколько десятилетий раньше, чем медресе Кукельдаш.

С Хаст Имамом связан длительный, сорокалетний период жизни выдающегося восточного поэта Зайн ад-дина Васифи (1485-1556). Считается, что он работал первым ректором (мударрисом) в медресе Барак-хана, а на одном из ныне не сохранившихся строений этого медресе (купол Кок Гумбаз) цветной майоликой были выложены стихи из написанной Васифи в 1515 году поэмы о Ташкенте, где есть такие строки:


О, что за царство! И лужайкам рая
Не выдержать сравненья с древним Шашем.
А тот, кто поселился здесь надолго,
Забудет навсегда о райских кущах.
Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,
Чем жизнь влачить в любом другом краю!

Традиции восточной культуры и науки сохраняются и на современном Хаст Имаме. Здесь действует Исламский институт имени имама ал-Бухари, есть богатая библиотека восточных рукописей Духовного управления мусульман. Главная книга этой библиотеки заслуживает особого упоминания. Это всемирно известный Коран халифа Османа - первоисточник священной книги ислама, написанный в середине VII века. Древний манускрипт, состоящий из 353 пергаментных листов очень большого размера с первоначальным текстом Корана, столетиями хранился в сокровищнице халифов (последовательно в городах Медине, Дамаске и Багдаде). Из Багдада во времена Амира Темура Коран Османа попал в Узбекистан, затем (уже в ХIХ веке) успел побывать в Санкт-Петербурге, в руках российских ученых, доказавших его подлинность, и вновь перекочевал через Уфу в Центральную Азию. История знаменитой книги как бы подтверждает известную латинскую пословицу "Habent sua fata libelli" (Книги имеют свою судьбу).


Общий вид мечети Намазгох в начале ХХ века. Теперь здесь размещается Исламский институт имени имама ал-Бухари
Вид мечети Намазгох со двора

Конечно, имеют свою судьбу и города. Ташкент в прошлом хотя и не был столицей какого-нибудь крупного древнего государства, однако приобрел достаточную известность. Ведь через эти места проходила северная ветвь знаменитой торговой дороги древности - так называемого Великого Шелкового Пути, о котором столь красноречиво поведал Западу в свое время венецианец Марко Поло. Возникновение Великого Шелкового Пути теряется во тьме веков, но достоверно известно, что уже две тысячи лет тому назад шелковые ткани из Китая перевозились в Римскую империю по суше через Центральную Азию. Безусловно принимал участие в этой транзитной торговле и Ташкент - оживленный торговый город на пути с Востока на Запад.

Поэтому не удивительно, что народные легенды связывают Ташкент и знаменитого героя древней истории - Александра Македонского, который в Коране именуется Искандером Двурогим. Будто бы однажды Александр после сражения со скифами у переправы через Сырдарью в 328 году до нашей эры остановился у некоего священного источника в местности, называемой теперь Шейхантаур. Когда он зачерпнул Воду Жизни и стал пить прямо из своего украшенного золотыми рогами боевого шлема, то с кончиков рогов капали капельки драгоценной влаги, и там, где они падали на землю, стали расти особые деревья местной хвойной породы саур. Вокруг чудесной рощицы затем возник культ Искандера Двурогого, очень уважаемого на Востоке. Вообще говоря, сауры весьма долговечны, но с тех пор прошло так много времени, что эти деревья успели высохнуть и даже окаменеть. В таком виде аллея священных сауров Александра Македонского в Ташкенте просуществовала до 30-х годов ХХ века.

Если мы сегодня будем осматривать Шейхантаур, то знаменитых сухих стволов, внешне напоминающих скрюченные человеческие пальцы, торчащие из-под земли, не увидим. Но одно дерево Искандера все-таки сохранилось. Оно находится внутри мавзолея местного святого - шейха Ховенди ат-Тахура, занимая пространство от пола до самого купола. Скорее всего, в ХIV веке здание было возведено прямо вокруг одного из священных деревьев, у корней которого когда-то завещал похоронить себя шейх.

Интересно, что в настоящее время никакого источника воды на Шейхантауре нет, но в других местах Ташкента бьют несколько фонтанов геотермальной минеральной воды, причем они имеют промышленное значение. Известно, что в зонах землетрясений естественные выходы подземных горячих вод с течением времени могут менять свое расположение, и поэтому легенда об источнике на Шейхантауре, возможно, имеет под собой вполне реальные основания.

Вокруг почитаемых деревьев Искандера Двурогого возник в средневековье комплекс построек, большая часть которых в период тоталитаризма была, к сожалению, снесена. Теперь из шестнадцати памятников старинной архитектуры здесь сохранилось только три (мавзолеи Ховенди ат-Тахура, Калдыргач-бия и Юнус-хана моголистанского). Памятники бережно сохраняются, так как они связаны с выдающимися людьми прошлого.

Так, Юнус-хан моголистанский из потомства Чингисхана - родной дед великого поэта и государственного деятеля Бабура (1483-1530), основателя государства Великих Моголов в Индии. Как пишет сам Бабур в свих мемуарах, он неоднократно посещал Ташкент и, конечно, совершал на Шейхантауре традиционный обряд поклонения предкам.

Если обратиться к более поздним временам, то эти места тоже освящены важными событиями в культуре и искусстве. Здесь в середине 20-х годов ХХ века в приспособленных помещениях одного из медресе (уже не существующего) открылась киностудия "Узбекфильм" и снимались первые узбекские кинофильмы - тогда еще немые.

Так причудливо переплетается на Шейхантауре старое и новое, а сами памятники прошлого теперь со всех сторон окружены ординарной городской застройкой. Катастрофическое землетрясение 1966 года дало толчок к полному изменению облика Ташкента.

То, что мы видим сегодня, особенно на территории нового города, можно назвать итогом полной перестройки и реконструкции столицы Узбекистана после землетрясения 1966 года. Вместе с разрушенными от подземных толчков строениями были снесены также многие целые, но сильно обветшавшие от времени одно- и двухэтажные дома в новом городе. Полностью изменили облик главные улицы нового города, например, Пушкинская улица. В период вхождения Средней Азии в состав Российской империи в Ташкенте были сооружены монументальные храмы различных христианских конфессий, большинство из которых к настоящему времени не сохранилось. В последнее десятилетие ХХ века, то есть в годы независимости Узбекистана, коренной реконструкции подвергся и старый город, так как естественный ресурс жизни жилых домов там подходил к концу. Сохранены только некоторые старые здания, представляющие историко-культурный интерес (число их невелико), да сетка первоначальных улиц. Впрочем, и транспортные артерии подверглись значительным изменениям. Ведь для восточных городов, строившихся в прошлом стихийно, в наш автомобильный век особенно остро стоят транспортные проблемы. Ташкент выгодно изменился в этом смысле только в последние годы. Новые двухъярусные путепроводы и удобные транспортные развязки значительно упростили поездки по городу, в чем мы легко можем убедиться, объехав часть нового города от мемориала "Мужество" через путепровод у Алайского рынка и Пушкинскую улицу к скверу Амира Темура.

Живописный сквер в Новом городе- главный архитектурно-планировочный центр этой части Ташкента. Украшенный вековыми деревьями-гигантами, цветниками и фонтанами, сквер дает яркое представление об особенностях растительности Узбекистана. В частности, здесь можно увидеть карагачи, серебристые тополя и наиболее известное дерево этих мест- чинар (туркестанский платан), который в благоприятных условиях может жить несколько тысяч лет. В центре сквера стоит бронзовый конный памятник Амиру Темуру (1336-1405) - знаменитому государственному деятелю Центральной Азии, полководцу и законодателю. Амир Темур (в Европе его называли Тамерлан), победив в борьбе за власть в среднеазиатском междуречье, почти сорок лет успешно управлял обширным государством, границы которого он раздвинул до Средиземного моря, Индии, Китайского Туркестана и России. Свою столицу - Самарканд - Амир Темур превратил в подлинный Рим Востока, украсив и его, и другие крупные города своей империи (в том числе Ташкент) выдающимися зданиями и сооружениями. Он любил повторять: "Если ты сомневаешься в нашей силе и могуществе, взгляни на построенное нами". Обо всем этом можно узнать подробно в Государственном музее темуридов, открытом рядом со сквером в 1995 году. Архитектура музея - типичный образец новых общественных зданий современного Ташкента.


Памятник Амиру Темуру
Музей истории темуридов
Женская гимназия в начале ХХ века
Мужская гимназия в начале ХХ века

А рядом с музеем следует обратить внимание на два длинных бурых трехэтажных корпуса, окаймляющих сквер с запада. Это первые в Ташкенте учебные заведения европейского типа: мужская и женская классические гимназии, принявшие первых учеников в 70-е годы ХIХ века. На базе гимназий потом, уже в ХХ веке, был создан Ташкентский университет. Здесь учился и в 1900 году окончил гимназию в числе лучших учеников известный политический деятель ХХ века - Александр Керенский (1881-1970), глава Временного правительства России в 1917 году.

Со зданиями гимназий связано и другое важное для истории событие. В этом месте состоялась первая в мире телевизионная передача. Слушатель Ташкентского университета Борис Грабовский изобрел и тогда же запатентовал особый прибор, названный телефотом, в котором впервые был применен принцип передачи изображения по радио, используемый в наших телевизорах. Действующую модель прибора-передатчика он установил на перекрестке у гимназий, а прибор-приемник (то есть телевизор) отнес метров на пятьсот по улице на запад. В присутствии многочисленных зрителей экспериментаторы летом 1928 года получили на экране движущееся изображение трамвая. Между зданиями старых гимназий уходит от сквера на запад улица Сайильгох, своеобразный ташкентский Бродвей. Здесь всегда людно, под открытым небом работают уличные художники, продаются всевозможные сувениры, продукция народных промыслов, в расположенных вдоль улицы кафе можно отведать различные блюда узбекской национальной кухни.

На юге от улицы Саильгох расположена великолепная Театральная площадь Ташкента, где стоит запоминающееся здание Большого академического театра оперы и балета имени Алишера Навои.


Большой академический театр оперы и балета имени Алишера Навои

Повернув от Театральной площади на Узбекистанский проспект, мы мимо резиденции Президента Республики Узбекистан, расположенной вблизи от величественной площади Независимости, где традиционно проходят многолюдные торжества в дни государственных праздников, направляемся в сторону площади Дружбы Народов. На примере этого района Ташкента можно увидеть самые современные тенденции градостроительства столицы независимого Узбекистана. В центре площади перед Дворцом Дружбы Народов, который обычно используется как концертный зал, установлен очень знаменательный для Ташкента памятник. Он изображает реально существовавшую в городе большую семью простого кузнеца Шаахмеда Шамахмудова (1890-1970), который в годы Второй мировой войны усыновил 15 осиротевших маленьких детей разных национальностей и вырастил их настоящими людьми.

Если обогнуть Дворец Дружбы Народов и подняться на холм, увенчанный памятником великому поэту, основоположнику узбекской классической литературы Алишеру Навои (1441-1501), то перед нами открывается впечатляющая панорама современного Ташкента. В окружающей застройке привлекают особое внимание ажурное многоколонное здание Олий Мажлиса (то есть Верховного Совета) Республики Узбекистан под огромным голубым куполом, стеклянный небоскреб Межбанковского Центра, реконструированная и благоустроенная парковая зона на месте прежних глиняных махалля Бешагача.


Памятник Алишеру Навои в Национальном парке Узбекистана
Здание Олий Маджлиса Республики Узбекистан

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0