Вторник, 19.03.2024, 04:29
Изобразительное искусствоДревнейшие памятники искусства предстают на территории Узбекистана в палеолитической наскальной живописи Зараутсая с экспрессивными изображениями животных и охотничьих сцен. Некоторые рисунки животных на скалах Ходжикента и Бостанлыка относятся ко времени неолита. Высоким подъемом художественной культуры в разных сферах изобразительного и прикладных искусств ознаменован античный период (4в, до н.э. - 4в. н.э.). Скульптура выполнялась из глины, моделировалась в гипсе, реже высекалась из камня. Глиняные раскрашенные статуи Халчаяна (1 в. до н.э.) дают поразительное богатство человеческих образов - царские особы, божества, воины, музыканты, дети - глубоко индивидуальны. С проникновением буддизма в скульптуре южных районов Узбекистана намечаются связи с Гандхарской школой ваяния. Таков каменный фриз из Айртама (2 в. н.э.) с изображением небесных музыкантов и носительниц даров в куще акантов, посвятительная стела с фигурами знатных дарителей в кушанских коатомах, Гипсовые настенные статуи из буддийского святилища на Дальварзинтепа (2в.) передают достоверные образы почитателей буддизма из местной бактрийско-кушанской среды. Настенным росписям южного Узбекистана присущи свободная манера письма, изящный рисунок. Стилистические линии монументальных искусств отражены и в прикладных искусствах античного Узбекистана. В некоторых изделиях бактрийской торевтики (серебряные и золоченные чаши с крылатой богиней, амазонкой, сюжетами еврипидовых драм) ощутимы греко- римские влияния. Античная художественная культура Узбекистана несет присущие всей Средней Азии самобытные черты, но в южных районах в ней отчетливо выступают эллинистические, а позднее индийские связи, которые ослабевают па периферии Согда и Хорезма. Стиль раннесредневековой живописи (особенно самаркандской) изыскан, композиции то величаво торжественны, то полны динамической силы, движения и позы участников пластичны. Манера живописи подчеркнуто плоскостна, несмотря на трехчетвертной показ лиц и порой сложные повороты фигур. Росписи
дают представление о богатых среднеазиатских тканях. В Согде
развивалось искусство торевтики. Высоко развита была согдийская
коропластика, крупнейшим центром которой был Самарканд. В 14-15вв.
отмечался взлет возрождения изобразительного искусства. В самаркандских
мавзолеях сохранились детали пейзажных росписей. Некоторые дворцы Амира
Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его
жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами. Среди
произведений самаркандской школы живописи, стилистически близкой к
гератской, иллюстрации к списку астрономического трактата ал-Суфи (ок.
1437 г., Национальная библиотека, Париж); Миниатюра с
изображениемУлугбека (Галерея Фрир, Вашингтон); миниатюры к "Хамсе"
(1446-47, Стамбул, Топкапу-сарай) и др. Их стилю присуща романтическая
направленность. В 16-17 вв. значительных успехов достигло искусство рукописной книги и переплетное дело. В Самарканде и особенно в Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. Появляются жанровые композиции. Во 2-й половине 19 в. - начале 20 в. изобразительное искусство постепенно проникает в быт узбекского народа, сначала в форме торгово- рекламной печатной продукции, позднее - журналов и книг. Наметился переход к непосредственно изобразительному искусству, нарушавшему вековые традиции, требовавшие обязательных, обусловленных религиозным культом, орнаментальности и символической стилизации. В начале 20 в. развивались плакат и графика, в т.ч. газетно-журналыная и книжная. Значительную роль в формировании национальных художественных кадров сыграли художественные школы, созданные в Ташкенте, Самарканде и др. городах, возникали первые художественные организации, Мастера узбекской живописи создают полотна на современную и историческую темы, причем преобладает жанр современного портрета. С конца 30-х годов как самобытный пейзажист-лирик выступает У. Тансыкбаев. В этот период проявляются прогрессивные направления в развитии скульптуры. В 50-х годах в узбекской живописи преобладали жанровые полотна и пейзажи (У. Тансыкбаев, Н. Карахан, Р. Тимуров). Наряду с мастерами старшего поколения (А. Волков, П. Беньков, Н. Кашина и др.) успешно выступали А. Абдуллаев, С. Абдуллаев, В. Евенко, М. Набиев, В. Жмакин, Р. Фадеев и др. Наиболее полно раскрываются возможности Р. Ахмедова в искусстве портрета и жанрово-лирической картине. Картины М. Саидова всегда проникнуты глубоким психологическим и драматическим содержанием. Замечательна пейзажная живопись Н. Кузыбаева. В 70-х годах широкую известность получили произведения Б.Джалалова, Д. Умарбекова с его высокими по мастерству, проникнутыми чувством возвышенной поэзии композициями. Серия портретов Р. Чарыева, Б. Бабаева, остро чувствующего красоту национальной культуры и бытового уклада; Ю. Талдыкина, Е. Мельникова, В. Бурмакина и др. В монументальном искусстве плодотворно работали Ч. Ахмаров, А. Ган, И. Липене и др. Интенсивно развивалась станковая скульптура. 90-е годы стали временем важнейших исторических перемен, временем формирования нового духовного пространства, в котором идея самоутверждения народов региона, возрождения их национальных корней является важнейшей. Происходит всестороннее постижение богатого наследия, коренная трансформация в художественном сознании молодых мастеров. Сложности, противоречия развитая живописи в республике неизбежны и естественны на таком исторически важном этапе. Конец 90-х годов в изобразительном искусстве республики ознаменован значительными достижениями. Во многом этому способствовало создание Академии художеств Узбекистана. Наблюдается процесс отхода от понимания искусства как ремесла в сторону философских размышлений, что значительно сказываегся в обогащении содержательной стороны произведений. Очевиден интеграционный процесс совмещения различных видов искусства на базе пластических моментов. Потенциал узбекских художников огромен. Одним известным в республике мастерам присуще эволюционное развитие, творческий почерк других значительно изменился, их работы демонстрируют совершенно новые формы и методы художественного самовыражения, которые разрушают сложившиеся в последние годы стереотипы. Появилось много молодых талантливых живописцев, высоко представлено среднее и старшее поколение. Значительно расширился спектр стилевых направлений и жанровых характеристик, активизировалась творческая деятельность скульпторов и графиков. Независимость дала возможность творческим личностям раскрепоститься, освободиться от влияния, в частности западно- европейского искусства. Большой интерес у художников проявился к официальному портрету, к историческим личностям, ранее забытым (Р. Худайбергенов, 3. Шарипова, Л. Ибрагимов, Р. Гаглоева). В последние годы наблюдается оживление в художественной жизни республики. В августе 1999 г. в Центральном Выставочном зале Академии художеств состоялась республиканская художественная выставка "Энг улуг, энг азиз", посвященная 8-й годовщине независимости Узбекистана. В экспозицию вошло св. 600 произведений живописи, графики, скульптуры, дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства мастеров Ташкента, Самарканда, Бухары, Хорезма, Ферганской долины и др. регионов. Специальный раздел был посвящен современному национальному костюму, выполненному по историческим аналогам. В марте 1999 г. прошла Республиканская выставка графики и скульптуры, ставшая значительным событием в культурной жизни Узбекистана. В последние годы ведущие художники-дизайнеры, в т.ч. Л.Садриддинов, Ф.Ташмухамедов, С.Сейтъятеев, КЛурсунов, Т.Тургунов, Т.Кузиев участвовали в выставках в Индии, Китае, Португалии, Болгарии, Австралии, Греции, Южной Кореи, Японии и др. странах. Б. Семейкин и Т. Халмирзаев в 1996 г. участвовали в выставке в Атланте (США), посвященной Олимпийским играм. |
ПоискМеню сайта...
...Друзья сайта |