Мой Узбекистан

Вторник, 25.07.2017, 23:27

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Чирчик (начало) | Регистрация | Вход

Чирчик

  Город комсомольской славы
Статья с сайта chirchik.ru

  Как это начиналось

 

      28 апреля 1932 года, Совет Труда и Обороны СССР принял решение о строительстве Чирчикского электрохимического комбината и двух Чирчикских ГЭС. Исполнение этого решения возлагалось на вновь созданное государственное строительное управление «Чирчикстрой». Начальником Чирчиксктроя  был назначен Д.П.Розит.

     Чирчикстрой являлся крупной комплексной стройкой, имеющей огромное народнохозяйственное значение, связанной прежде всего с проблемой мощного подъема советского хлопководства и обеспечением хлопковой независимости СССР. Азотные удобрения в условиях лессовых почв в Средней Азии служат мощным фактором подъема урожайности хлопчатника.  На тот момент страна покупала эти удобрения за границей и платила за каждую тонну по 450 рублей золотом.

     С Чирчикстроем открывалась широкая перспектива развития энергетической базы, и не только химической, но и других отраслей промышленности Узбекистана. Строительство на реке большой плотины и ГЭС, регулирование вод Чирчика, в свою очередь, разрешало еще одну важную задачу – улучшение водоснабжения Ташкентского оазиса, орошение и освоение более 200 тысяч гектаров новых земель. Одновременно Чирчикстрой должен был стать крупной массовой школой по подготовке национальных кадров рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции.

     Осуществление плана работ на Чирчике в те годы было трудной задачей: по объему земляных и железобетонных работ строительство превосходило Днепрострой, Беломорстрой и Кузнецкстрой; Чирчикстрой находился далеко от центров снабжения стройматериалами, механизмами и квалифицированной рабочей силой. И последнее – Чирчикский электрохимкомбинат (ЧЭХК), в отличие от всех азотных заводов страны, должен был производить азотные удобрения на основе добычи водорода методом электролиза воды. СССР не имел в ту пору опыта подобного производства. Между тем необходимость сооружения азотного комбината, основанного именно на методе электролиза воды, объяснялось двумя причинами: отсутствием в Средней Азии достаточных запасов высококачественного коксующегося угля и наличием богатых гидроэнергетических ресурсов.

     В мае 1932г. в Ташкенте состоялся VI съезд Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Узбекистана (ЛКСМ), на котором было принято решение о шефстве комсомольцев и молодежи над Чирчикстроем. Съезд обратился ко всем комсомольским организациям страны с призывом направить на ударную стройку лучших комсомольцев, рабочих, техников, инженеров, врачей, учителей.

    Со всех концов Узбекистана и других республик СССР двинулись люди на «Среднеазиатский Днепрострой» - так назвала газета «Правда» в то время  строительство Чирчика.

     В июне 1932 года на пустынный берег Чирчика прибыли первые отряды строителей-добровольцев. Вот как описывает приезд первых строителей Чирчика ветеран Чирчикстроя - Хаким Шакиров: «Пыльная проселочная дорога вела от Ташкента до стройки. Автомашины с людьми и грузами из-за плохой дороги не могли пробраться до кишлака Киргиз-Кулак, где расположились первостроители…Проехали село Троицкое. Шофер нам объявил, что машина дальше идти не может. Мы пешком пришли в кишлак Киргиз-Кулак – маленький, тихий, состоящий из нескольких глиняных кибиток. Вокруг была степь, поросшая бурьяном да колючками».

    Одними из первых на стройку прибыли Т.Ташходжаев, К.Александрович, Ф.Антонова, М.Раджапов, П.Егоров. Следом за молодыми энтузиастами стали приезжать кадровые рабочие из Ташкента, дехкане и чабаны из окрестных кишлаков.

    Через  два месяца на стройке насчитывалось около двух с половиной тысяч человек.

     Много трудностей ожидало первых строителей. К концу августа 1932 года только треть из них жила в палатках и кибитках Киргиз_кулака, остальные – под открытым небом. Не хватало кроватей и топчанов, люди спали на земле. Низкие берега бурной речки изобиловали болотами, заглохшими протоками, озерами. В первый же год малярией переболело немало строителей.

     К началу работ Чирчикстрой имел 600 лошадей и 96 подвод и только концу 1932 года получил несколько автомашин, тракторов и экскаваторов.

    Бездорожье, нехватка транспорта затрудняли своевременную доставку продуктов питания, строительных материалов и механизмов.

     Эти трудности не отсанавливали строителей. Сознавая сложность начатого дела, охваченные пафосом грандиозного созидания и радостью первооткрывателей, они прокладывали дороги и сооружали бараки под жилье, в мешках таскали землю и камни, босыми ногами утрамбовывали бетон и месили глину.

     Первый барак-общежитие в Киргиз-Кулаке построили комсомольцы и назвали Комсомольским. Он строился в свободное от работы  время.  В трех его секциях жили 56 парней и 35 девушек. В средней комнате устроили читальный зал. Барак стал штаб-квартирой и любимым местом отдыха молодежи. Именно в этом бараке 6 ноября 1932 года состоялось первое молодежное собрание строителей Чирчика. На этом собрании присутствовал совершавший поездку по СССР негритянский поэт из США Лингстон Хьюз.

     "Я с величайшей радостью говорю о Чирчикстрое, о людях, которые его строят. Чирчикстрой даст не только электрический свет, но он будет и светом пробуждения от векового угнетения колониальных народов… Я расскажу американцам об этом в книге, которую я задумал написать о Чирчикстрое, о его людях", - взволнованно говорил Хьюз. (Интересно, была ли написана такая книга Лингстоном Хьюзом? - редактор).

     В 1932 году в Чирчикской долине очень рано начались холода. В ноябре выпал первый снег. Срочно заканчивали строительство жилья, но не хватало леса. Его привозили за 30 километров на арбах окольными путями из кишлака Кошкурган, который находился на противоположном берегу реки. Молодые строители проявили инициативу и находчивость: они организовали срочную переброску леса через реку. Работая в ледяной воде, они переправили строительные материалы с одного берега на другой.

     Свирепствовала малярия. Она валила строителей в постель, часто срывала графики работ. В 1932 году была организована специальная бригада по уничтожению малярийного комара. Одновременно с обработкой водоемов химикатами велось массовое лечение и профилактика. Совместными усилиями специальной бригады и врачей уже через год заболеваемость малярией снизилась вдвое, а к 1935 году с малярийным комаром покончили и болезнь отступила.

     7 ноября 1932 года, участники митинга чирчикстроевцев переименовали кишлак Киргиз-Кулак в поселок Комсомольский, а строящаяся здесь Чирчикская ГЭС получила наименование - Комсомольская.

     Так в один год и месяц с легендарным Комсомольском-на-Амуре родился его тезка на берегу реки Чирчик - город который стал первым в Средней Азии новым социалистическим городом.

     1934-1935 годы были периодом завершения  подготовительных и развертывания основных строительных работ.

    15 сентября 1934 года открылось регулярное железнодорожное сообщение между Ташкентом и Чирчикстроем. Коренным образом улучшились перевозки строительных материалов, машин, оборудования и продуктов питания. В 1935 году Чирчикстрой получил 6483 вагона стройматериалов и механизмов. Стройка имела уже около 30 собственных паровозов и 300 вагонов, свыше 100 автомашин и экскаваторов. Чирчикстрой в 1935 году по объему капиталовложений занимал первое место среди гидро- и теплоэнергетических строек СССР.

     В 1935 году, своевременно, до начала паводка, были закончены работы по отводу реки Чирчик в новое русло. 6 марта 1935 года бурные воды реки Чирчик покорились человеку и, оставив древнее русло, пошли по новому обводному каналу. Это дало возможность развернуть сооружение Головного узла. 7 ноября 1935 года у села Газалкент была торжественно заложена плотина Головного узла.

     31 августа 1936 года был пущен опытный электрохимический завод, построенный специально для испытания конструкций первого советского электролизера, получения необходимого материала для цеха электролиза воды строящегося Чирчикского комбината.

     28 декабря 1936 года начала давать ток Чирчикская тепловая электростанция. В 1937-3938 гг вступил в строй гравийный завод, началось возведение зданий Комсомольской ГЭС, котлована Тавакской ГЭС. 

     Вот интересные эпизоды из строительства Чирчикстроя:

    Молодому инженеру Клавдии Цибулиной, прибывшей на стройку после окончания института, поручили руководить одним из участков работ на строительстве Головного узла. Однажды, когда крепили правый берег обводного канала, весенний паводок начал сносить установленные ранее укрепления - сипаи. Ни Клавдия Цибулина, ни другие специалисты не знали устройства и методов установки этих древних узбекских мелиоративных конструкций. Тогда  К.Цибулина решила обратиться к местным жителям, пошла в горный кишлак Сайлык и призвала стариков-дехкан и мирабов, работавших ранее по укреплению берегов реки Чирчик. При их помощи находившиеся в воде сипаи были укреплены и поставлены дополнительные. Они выдержали бурный ледниковый паводок.

     10 декабря 1935 года 23-летний каменщик Леонид Астафьев, применяя передовые методы работы, при кладке глухих стен железнодорожного пакгауза за смену уложил более 25 тысяч кирпичей. Это был новый Всесоюзный рекорд.

     Много нового, прогрессивного внесли в практику строительных работ рабочие и инженеры Чирчиксктроя. В 1936 году чирчикстроевцы впервые в практике крупных строек организовали диспетчерскую службу по руководству и контролю за выполнением ежесуточных графиков по координации работы всех участков, маневрированию материальными ресурсами, транспортом и рабочей силой.

    Впервые на Чирчикстрое были применены гидротранспорт для перемещения грунта, металлическая опалубка при бетонировании откосов каналов, шиповые катки для уплотнения лессовых дамб, передвижные леса для бетонирования акведуков, тонкомолотые добавки в бетон для экономии цемента, поточно-скоростной метод строительства однотипных домов, литая штукатурка потолка с использованием местного строительного материала "чии" и многое другое.

                                 

Рождение города

 

     Составной частью всего Чирчикского строительства было создание нового города. Чирчикстроевцы проявили кровную заинтересованность в строительстве своего города. Это выразилось в активном участии их в обсуждении и выборе места строительства, проектов планировки и застройки города.

     Широка общественность вместе с проектировщиками, архитекторами, строителями решала, где лучше строить город, как создать наиболее благоприятные жилищно-бытовые и культурные условия для его населения, типы построек и многие другие вопросы.

      О месте строительства города существовали два мнения. По одному предлагалось строить город на так называемой нижней террасе правого берега реки Чирчик, по второму – на правом, возвышенном. Большинство высказалось за второе предложение.

     Новый проект, который лег в основу планировки и застройки города, был разработан в 1934-1935 годах архитектурным бюро Гидростройпроекта Наркомтяжпрома СССР. В его разработке приняли участие архитекторы Г.М.Орлов, П.Д.Тараканов, В.А.Лавров, Т.В.Варенцов и другие. Консультировал проектировщиков известный советский архитектор профессор В.А.Веснин – руководитель проекта рабочего городка на Днепрострое.

     1 мая 1934 года состоялась официальная торжественная закладка города, названного по имени реки Чирчик. На торжественном митинге, посвященном этому волнующему событию, присутствовали руководители правительства, рабочие Чирчикстроя, делегация Ташкента, колхозники из близлежащих кишлаков. С речью на митинге выступил первый президент Узбекской ССР Юлдаш Ахунбабаев. Он же и положил первый кирпич в фундамент первого здания Чирчика.

     Город сооружался для тех, кому предстояло работать на электрохимкомбинате и гидроэлектростанции, и членов их семей. Поэтому строительство жилищ и культурно-бытовых объектов следовало закончить к моменту пуска этих предприятий.

     Объекты Чирчикстроя раскинулись на многие километры по реке. Некоторые строительные участки находились в десяти, двадцати и больше километрах от города. В этих условиях размещать строителей в одном жилом центре было неразумно хотя бы из-за отсутствия транспорта, необходимого для доставки рабочих на стройучастки и после окончания дня – к месту жительства. Исходя из этого, для размещения строительных рабочих непосредственно в районах стройучастков воздвигались поселки с временными жилыми и другими помещениями. Рабочими поселками становились и благоустроенные старые кишлаки, находившиеся вблизи строительных участков. Так, на участке строительства ГЭС-1 возникли поселки Нижний и Верхний Комсомольские, а в районе железнодорожной станции и строительства ЧЭХК – поселок Боз-Су. Рядом с ремонтно-механическим и опытным заводами вырос поселок Административный, а всего в районе Чирчикстроя возникли 10 рабочих поселков. Все они были электрифицированы и радиофицированы, и в некоторых проложены водопроводная и канализационная сети.

     Все 10 рабочих поселков только в одном случае представляли собою единое целое: все они входили в систему Чирчикстроя. Однако в административно-территориальном устройстве они ьбыли разобщены и административные  в них функции осуществлялись сельскими Советами по территориальному признаку.

     27 апреля 1934 года Президиум ЦИК Узбекской ССР принял постановление об образовании на территории Чирчикстроя поселкового Совета городского типа.

     27 апреля 1935 года Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство Президиума ЦИК Узбекской ССР и принял решение о преобразовании поселкового Совета Чирчикстроя в Чирчикский городской Совет. (Вот оказывается правильная  официальная дата рождения города – прим. Редактора).

    В территорию города вошли районы строительства основного города, поселки Нижний Комсомольский, Боз-Су и Административный.

     Главным инженером Чирчикстроя был назначен профессор А.Н.Аскоченский – один из руководителй строительства Большого Ферганского канала. А начальником стройки был назначен Ф.Г.Логинов. Ответственные участки работ возглавили И.Я.Каменский, А.А.Саркисов, А.В.Троицкий.

     1940 год явился важным этапом в истории Чирчикского строительства. Пуск первой очереди комбината в установленный правительством срок стал самой важной и почетной задачей все общественности Узбекистана. Со всех областей Узбекистана потянулись колхозники на всеобщий «хашар» для быстрейшего ввода в строй «фабрики высоких урожаев хлопка». Уже к 1 февраля 1940 года на стройке работало почти 2500 колхозников, а всего в течении 7-8 месяцев 1940 года на стройке проработали многие тысячи колхозников. В этом же году из Ташкента и других городов  на помощь Чирчикстрою прибыло около пяти тысяч рабочих и служащих..

     Как и все крупные стройки в СССР, Чирчик сооружался при братском сотрудничестве и помощи всех народов СССР и, прежде всего, русского народа. В самом деле, разве мог бы узбекский народ, совсем недавно освобожденный октябрьской революцией 1917 года из мрака  рабства, нищеты и невежества, осуществить сооружение такого гиганта тяжелой индустрии?

    Сооружение Чирчикстроя финансировалось из Союзного бюджета. Проект гидроэнергетической части стройки был разработан Ленинградским отделением Гидроэнергопроекта («Ленгидэп»). При разработке проекта были учтены предварительные проекты и предложения академика  И.Г.Александрова, инженера Ф.П.Моргуненкова и «Гипровода». Проект химической части строительства, т.е. постройки азотно-тукового завода составлялся коллективами головных институтов по проектированию азотных и химических предприятий в Москве («Гипроазот» и «Гипрохим»). При разработке проекта химической части стройки за основу был взят первоначальный проект, разработанный большим энтузиастом Чирчикстроя, его первым главным инженером  К.А.Дренновым и коллективом «Средазхимстроя».

       Строительные материалы, машины и оборудование для Чирчикстроя поступали со всех концов Советского Союза. Только за первое полугодие 1940 года на Чирчикстрой прибыло около 10 тысяч вагонов со строительными материалами и оборудованием.

    Изготовлением оборудования для Чирчикского гиганта химии занимались более 170 различных предприятий СССР. Прославленные коллективы Ленинградского металлического завода и завода «Электросила» изготовили для Чирчикских ГЭС мощные турбины и генераторы. Первые советские электролизеры были поставлены химкомбинату Киевским заводом «Большевик», которому помогали в этом 13 других заводов.

    Компрессоры для сжатия азотно-водородной смеси были выпущены Сумским заводом им .Фрунзе. Кузнецкий металлургический завод катал листы для электродов.

    С августа 1940 года один за другим начали вступать в строй объекты строительства.

     7 августа – торжественный пуск Головного узла и деривационного канала. Головной узел состоял из громадной плотины с пятью железными воротами весом по 64 тонны каждые. Высота плотины – 12 метров, длина – 200. Плотина подняла уровень реки на 10 метров и образовала большое озеро, из которого вода через 12 водоприемников поступала в 6 больших камер водоотстойников. В них вода очищалась, осветлялась и затем пускалась в деривационный канал. Галька и песок, осевшие в водоотстойнике и регуляторе, сбрасывались обратно в Чирчик через нижние отверстия. Это очистительное сооружение представляло собой огромную фабрику, изменяющую самую природу чирчикской воды. Деривационный канал, протяженностью 27 км, проходил через крутые холмы, косогоры и был построен из железа и бетона.

     Прибывший в Чирчик в качестве инспектора Наркомэлектро известный советский энергетик, академик Г.О.Графтио и члены Государственный пусковой комиссии высоко оценили эти гидротехнические сооружения.

     30 сентября – первый агрегат Комсомольской ГЭС дал ток.

     15 октября в 4 часа утра – на электрохимическом комбинате пущена кабина разделения воздуха и получен первый промышленный продукт – азот.

     23 октября – ртутно-выпрямительная подстанция дала ток первой серии электролизеров и были получены промышленные водород и кислород.

     6 ноября -  комбинат выдал первую партию готовой продукции – аммиачной селитры.

    10 декабря  - с комбината отправлена колхозам Андижанского района первая партия высококачественных азотных удобрений.

    Официальное празднование пуска первой очереди Чирчикского электрохимического комбината состоялось 25 января 1941 года.

     К моменту пуска комбината застроился и похорошел Чирчик. По данным Всесоюзной переписи уже к декабрю 1939 года население его составляло 14733 человека. Через два года – в связи с ускорением строительных работ, пуском в эксплуатацию электрохимкомбината и ГЭС – в Чирчике уже около 36000 жителей.

     В 1940 году в городе имелось 6 школ, 4 клуба, 7 библиотек, 4 кинотеатра, 1 больница, 9 детских яслей и садов, парк культуры и отдыха.

     Чирчиксктрой дал стране много крупных специалистов, ученых, руководителей предприятий и ведомств. Так, чирчикстроевец Ф.Г.Логинов вырос до министра электростанций СССР. Его именем названа одна из ГЭС Чирчикского каскада. Л.А.Костандов – возглавлял министерство химической промышленности СССР. Бывший главный инженер Чирчикстроя А.И.Аскоченский – стал  вице-президентом Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук. Г.В.Палецкий – главный инженер Чирчикского электрохимкомбината был удостоен Государственной премии СССР.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0