Мой Узбекистан

Пятница, 21.07.2017, 11:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Ахмад аль-Фергани | Регистрация | Вход

Ахмад аль-Фергани

Ахмад аль-Фергани

Ахмад аль-Фергани (797865 гг.)– один из великих узбекских ученых, внесших огромный вклад в развитие мировой науки. Согласно историческим данным, его бесценное наследие служило руководством к действию для ученых, его современников. Эту мысль подтверждает и то, что в XII веке произведение ученого «Книга об основах астрономии» было переведено на латынь и иврит.

И сегодня  личность нашего великого предка и его наследие  пользуются особым почетом. В 1998 году было широко отпраздновано 1200-летие Ахмада аль-Фергани в мировом масштабе.

Есть еще много неизученных произведений ученого, их изучение является одной из актуальных задач, стоящих перед учеными. Осознание нашей самобытности, воспитание молодого поколения в духе уважения национальных ценностей, содействие их воспитанию достойными наследниками наших великих предков являются важным фактором духовного совершенствования.

Его полное имя - Абул Аббас Ахмад ибн Мохаммед ибн Казир аль-Фергани. Он был великим астрономом, математиком и географом, известным в Европе под именем Альфраганус. Биографической информации о нем очень мало, и в настоящее время, одна единственная его "нисба" Фергани, указывает на факт, что он был уроженцем Ферганской долины. Но научные работы Аль-Фергани навсегда увековечили его имя, и принесли мировую известность.

Ахмад Аль-Ферганий был одним из плеяды ученых так называемого "Дома Мудрости", учреждение, основанное в девятом столетии халифом Аль-Мамуном. Этот большой центр науки имел другое название - Академия Аль-Мамуна. Сначала в Мевре, вслед за тем в Багдаде, приглашенными им ученые из Хорезма, Ферганы, Согдианы, Шаша, Фараба, Хорасана продолжились научные исследования. Там были открыты две обсерватории, оборудованные лучшими для той эпохи астрономическими инструментами. Астрономы Академии Аль-Мамуна измерили окружность Земли, длину земного меридиана в градусах, вели наблюдения за звездным небом, составляли Зиджры (таблицы), писали научные работы. Во время его работы в Египте он создал его знаменитый "Каирский измерительный прибор Нила, Нилометр", который был измеряющим орудием Нильских вод, не потерявший его научную ценность до настоящего времени. Нилометр начал использоваться во время сооружения Асуанской дамбы.

Однако, основная работа Ахмада аль-Фергани свелась к нам в трех названиях: "Книга астрономических движений, и Краткое изложение науки звезд", "Тридцать Элементов", "Теоретические вычисления на сфере"; эти трактаты - одни из первых работ на арабском языке по астрономии. Ученый дал в нем краткое описание астрономии, в основном на основе работы Александрийского ученого Клавдия Птолемея (2-го столетие нашей эры) "Большая математическая система астрономии".

Что особенно важно, - что в конце книги Аль-Фергани поместил таблицу известных географических пунктов, разместив их в соответствии с семью климатами от Востока до Запада с указанием координат. Таким образом, благодаря Фергани, западные жители имели представление о характере астрономических исследований Академии Мамуна. Великий ученый Востока, Аль-Фаргани, не только "перепроверил" точность данных Птолемеуса, определил более точно и исправил много других астрономических данных, которые появились прежде, но также, исходя из наблюдений за небесными телами, научно доказал шарообразность Земли, предсказал солнечное затмение 812 года. Он установил дату самого длинного дня в году – 22 июня, и самого короткого – 23 декабря.

В двенадцатом столетии "Книга астрономических движений, и краткое изложение науки звезд" была дважды переведена на латинский, в 8-ом столетии - на кастильский и старо французский язык. В 1669г. Нидерландский ученый арабист и математик Джекоб Голиус внесли новый латинский перевод. "Книга астрономических движений, и краткого содержания науки звезд" предлагалась на Востоке и, особенно в Европе, как энциклопедия астрономического знания.

Итальянский картограф Америго Виспуччи, который прибыл в конце 15-го столетия к "Индии", обнаруженной Колумбом, говорил, что на юге континента, видел звезды в небе - те, что описаны Данте. "Мы прибыли в чистилище Данте!", - воскликнул он. Континент, являющийся неизвестным до этого времени, называли своим именем. Так наш соотечественник, великий ученый Востока Аль-Фергани пророчил открытие Америки.


Книги о Фергани

Б.А.Розенфельд, Н.Д.Сергеева. Ахмад ал-Фергани. IX век / Под ред. М.М.Рожанской. М.: Наука, 1998. 86 с. (Научно-биографическая литература)

Средневековый арабский математик и астроном Ахмад ал-Фергани родился в г.Фергане около 790 г. предположительно в семье христиан, служил при дворе ал-Мамуна в Мерве (810-819) и Багдаде (819-833), в 830 г., возможно, участвовал в измерении градуса меридиана в Сиджарской пустыне. Вторую половину жизни (833-861) он работал в Багдаде и новой столице Самарре при дворе халифов ал-Мутасима, ал-Васика и ал-Мутаваккиля. Ал-Фергани был поручен расчет и руководство постройкой Джафарийского канала (847), затем - ремонт прибора для определения уровня воды в Ниле (861). В Каире он, по-видимому, вступил в контакт с местными христианами-коптами, за что был обезглавлен по приказу ал-Мутаваккиля, яростно преследовавшего иноверцев.

Основной труд ал-Фергани - "Элементы астрономии" - был настольной книгой у астрономов мусульманского Востока, а в латинском переводе - у ученых средневековой Европы. Определяя диаметры Луны и пяти планет через радиусы планетных сфер, ал-Фергани получил величины, отличающиеся от современных менее чем на порядок величины, правда, диаметр Солнца и расстояние до него от Земли занижены в 20 раз. Его теория стереографической проекции легла в основу конструирования всех астролябий - главных астрономических инструментов средневековья.

Книга - по сути дела первое детальное исследование научного творчества ал-Фергани.


Интересно, что...

...построенный еще в восьмом веке нашей эры великим предком узбекского народа Ахмадом аль-Фергани знаменитый «Каирский измерительный прибор Нила - Ниломер» исправно служит египтянам и по сей день.

Образованный ум

Источник: press-uz.info

Лучше заслужить упрёк в позднем обучении, чем в отсутствии всякого обучения. (Сократ)

В чем сила и мощь науки? В том, что она помогает человеку проникать в тайны природы, создавать чудодейственную технику, преобразовывать ландшафт планеты и покорять космическое пространство! Безусловно.

Но её благородная миссия заключена не только в этом. Ей, как говорится, на роду написано обратить свой пристальный взор на человека – создателя и новой техники, и новой технологии, и, конечно, самой науки.

Биографы Хорезми, Фараби, Бируни, Ибн Сины, Махмуда Кашгари и других замечательных ученых Центральной Азии сообщают, что этим и другим интеллектуалам была присуща исключительная любознательность, которая играла большую роль в формировании их научных навыков и философских концепций.

Любознательность, помноженная на трудолюбие, сделала из Абуль-Аббаса Ахмада Ибн Мухаммада бин Катара аль-Фергани того, кем он вошёл в историю. Многие из узбекистанцев, побывав в Оксфордском университете, посетили и хранилище рукописей при библиотеке этого знаменитого учебного заведения. Здесь они знакомятся со списком школьных учебников Европы конца XII века. Есть среди них и труд по изучению геометрии. И примечательно, что обширнейшее вводное руководство к учебнику написано не кем иным, как Ахмадом аль-Фергани.

В Европе его ещё знают под именем Альфраганус. Широкую известность получили книга аль-Фергани «Элементы астрономии», его Бодлянская и Лейденская рукописи. Список сохранившихся рукописей Альфрагануса составлен востоковедом Ф.Сезгином в 1974 году.

Ахмад аль-Фергани был среди ученых, основавших «Байт ул-Хикма», т.е. «Дом мудрости». Как организатор, Фергани руководил строительством Багдадской обсерватории, а затем и плодотворно работал в ней. Принимал активное участие в измерении окружности Земли, вел наблюдение за движением небесных тел.

В дальнейшем Фергани был приглашен в Египет, где создал оригинальный каирский ниломер, измеритель воды Нила. Этот прибор работал вплоть до постройки Асуанской плотины, т.е. до середины XX века. В своем фундаментальном труде «Книга о небесных движениях и свод науки о звёздах» ученый дал краткий свод астрономии, главным образом на основе труда исследователя из Александрии Клавдия Птоломея (II век до н.э.) «Великая математическая система астрономии».

В данном контексте патриарх арабистики, академик И.Крачковский высказался следующим образом: «Для нас в этом случае особенно важно то, что в конце он поместил таблицу известных географических пунктов, распределив их по семи климатам с Востока на Запад с указанием координат.

Эта таблица, как показали исследования, представляет извлечение соответствующей главы из «Маъмуновского Зиджа», о котором, таким образом, можно до некоторой степени судить. Благодаря Аль-Фергани представление о «Маъмуновских таблицах» попало очень рано на Запад. Латинский перевод, напечатанный в Ферраре в 1493 г., считается одной из ранних инкабул» (т.е. одной из первых напечатанных книг)».

На основе своих наблюдений за светилами в обсерватории Багдада ферганский ученый в своем труде определяет точность сведений древнегреческого ученого Клавдия Птоломея, научно обосновывает шарообразность Земли, предсказывает солнечное затмение 812 года и т.д. Словом, всё, что было написано по астрономии до Аль-Фергани, было им проверено, уточнено и исправлено.

Его труды – «Книга об элементах науки о звездах», «Книга астрономии – тридцать разделов введения в Алмагест», «Причины небесных сфер», «Алмагджисти» и «Наука астрономии» - хранится во многих Центрах мировой науки. В IX веке труды Фергани были распространены первоначально на арабском языке, затем переведены на латинский, английский, испанский, французский, немецкий и другие языки.

Несомненно, труды наших великих предшественников составляют первооснову и незаменимы при разработке истории науки и культуры и сегодня, строя правовое государство и формируя гражданское общество, опираясь на опыт наших великих предков, мы сходимся в понимании того, что творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел свои первые годы на научном поприще. На наш взгляд, образованность ума предполагает нечто большее, что не фиксируется в полной мере никакими дипломами и аттестатами, а именно: внутреннюю культуру, достаточно твердые и гибкие убеждения, духовность, интеллигентность, высокие нравственные качества, умение трезво и критически оценивать себя и свою работу, равно как и работу других людей.

И если зарождение гения или выдающегося таланта определяется, прежде всего, генетическими факторами, то развитие дарования определяется в огромной мере комплексом социальных факторов, особенно сильно формирующих личность.

Исследователи, историки науки считают, что в «Байт ул-Хикма» собрались десятки ученых разных регионов и разных научных направлений. Они обладали аналитическим умом, обстоятельно знали естественные и точные науки, владели гуманитарными знаниями. Многие из них, наряду с арабским, тюркским, фарси знали греческий, латинский и другие языки. Это помогало интеллектуалам знакомиться с работами других ученных в оригинале.

Вот в такую «питательную среду» и попал молодой аль-Фергани. Здесь он встретил гениальных самородков древней земли Турана Мухаммада Хорезми, Ахмада ибн Марвази, Абу Наср Жавахари. Отмечая их одаренность, мы ставим на первое место их мышление, способность анализировать факты, извлекать из них правильные выводы. Несомненно, эти свойства присущи отнюдь не только выдающимся людям. Каждый из нас, желая сделать в жизни что-нибудь серьезное, должен в известной мере обладать такими свойствами.

Тем более, что сейчас в Узбекистане продолжается реализация национальной программы по подготовке кадров, которая справедливо называется специалистами «моделью Президента Каримова». Главным направлением национальной программы выступает нацеленность процесса образования на удовлетворение жизненных интересов личности, обеспечение правовых, организационных, психолого-педагогических условий для формирования общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание личности, осознающей свою ответственность перед государством, обществом и семьей.

Важно показать молодежи преимущества проблемного, интерактивного обучения. Получать знания как это делали когда-то Ахмад аль-Фергани и другие наши предки.

Главное научиться самостоятельно искать пути и способы решения проблемы. Обучение и собственно творчество сближаются, приобретают общие черты. Любопытство, интерес должны быть парусом, под которым формирующаяся личность уходит в неизведанные дали. Биография Ахмада аль-Фергани подтверждает это.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0