Образованный ум
Источник: press-uz.info
Лучше заслужить упрёк в позднем обучении, чем в отсутствии всякого обучения. (Сократ)
В чем сила и мощь науки? В том, что она помогает человеку проникать в тайны природы, создавать чудодейственную технику, преобразовывать ландшафт планеты и покорять космическое пространство! Безусловно.
Но её благородная миссия заключена не только в этом. Ей, как говорится, на роду написано обратить свой пристальный взор на человека – создателя и новой техники, и новой технологии, и, конечно, самой науки.
Биографы Хорезми, Фараби, Бируни, Ибн Сины, Махмуда Кашгари и других замечательных ученых Центральной Азии сообщают, что этим и другим интеллектуалам была присуща исключительная любознательность, которая играла большую роль в формировании их научных навыков и философских концепций.
Любознательность, помноженная на трудолюбие, сделала из Абуль-Аббаса Ахмада Ибн Мухаммада бин Катара аль-Фергани того, кем он вошёл в историю. Многие из узбекистанцев, побывав в Оксфордском университете, посетили и хранилище рукописей при библиотеке этого знаменитого учебного заведения. Здесь они знакомятся со списком школьных учебников Европы конца XII века. Есть среди них и труд по изучению геометрии. И примечательно, что обширнейшее вводное руководство к учебнику написано не кем иным, как Ахмадом аль-Фергани.
В Европе его ещё знают под именем Альфраганус. Широкую известность получили книга аль-Фергани «Элементы астрономии», его Бодлянская и Лейденская рукописи. Список сохранившихся рукописей Альфрагануса составлен востоковедом Ф.Сезгином в 1974 году.
Ахмад аль-Фергани был среди ученых, основавших «Байт ул-Хикма», т.е. «Дом мудрости». Как организатор, Фергани руководил строительством Багдадской обсерватории, а затем и плодотворно работал в ней. Принимал активное участие в измерении окружности Земли, вел наблюдение за движением небесных тел.
В дальнейшем Фергани был приглашен в Египет, где создал оригинальный каирский ниломер, измеритель воды Нила. Этот прибор работал вплоть до постройки Асуанской плотины, т.е. до середины XX века. В своем фундаментальном труде «Книга о небесных движениях и свод науки о звёздах» ученый дал краткий свод астрономии, главным образом на основе труда исследователя из Александрии Клавдия Птоломея (II век до н.э.) «Великая математическая система астрономии».
В данном контексте патриарх арабистики, академик И.Крачковский высказался следующим образом: «Для нас в этом случае особенно важно то, что в конце он поместил таблицу известных географических пунктов, распределив их по семи климатам с Востока на Запад с указанием координат.
Эта таблица, как показали исследования, представляет извлечение соответствующей главы из «Маъмуновского Зиджа», о котором, таким образом, можно до некоторой степени судить. Благодаря Аль-Фергани представление о «Маъмуновских таблицах» попало очень рано на Запад. Латинский перевод, напечатанный в Ферраре в 1493 г., считается одной из ранних инкабул» (т.е. одной из первых напечатанных книг)».
На основе своих наблюдений за светилами в обсерватории Багдада ферганский ученый в своем труде определяет точность сведений древнегреческого ученого Клавдия Птоломея, научно обосновывает шарообразность Земли, предсказывает солнечное затмение 812 года и т.д. Словом, всё, что было написано по астрономии до Аль-Фергани, было им проверено, уточнено и исправлено.
Его труды – «Книга об элементах науки о звездах», «Книга астрономии – тридцать разделов введения в Алмагест», «Причины небесных сфер», «Алмагджисти» и «Наука астрономии» - хранится во многих Центрах мировой науки. В IX веке труды Фергани были распространены первоначально на арабском языке, затем переведены на латинский, английский, испанский, французский, немецкий и другие языки.
Несомненно, труды наших великих предшественников составляют первооснову и незаменимы при разработке истории науки и культуры и сегодня, строя правовое государство и формируя гражданское общество, опираясь на опыт наших великих предков, мы сходимся в понимании того, что творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел свои первые годы на научном поприще. На наш взгляд, образованность ума предполагает нечто большее, что не фиксируется в полной мере никакими дипломами и аттестатами, а именно: внутреннюю культуру, достаточно твердые и гибкие убеждения, духовность, интеллигентность, высокие нравственные качества, умение трезво и критически оценивать себя и свою работу, равно как и работу других людей.
И если зарождение гения или выдающегося таланта определяется, прежде всего, генетическими факторами, то развитие дарования определяется в огромной мере комплексом социальных факторов, особенно сильно формирующих личность.
Исследователи, историки науки считают, что в «Байт ул-Хикма» собрались десятки ученых разных регионов и разных научных направлений. Они обладали аналитическим умом, обстоятельно знали естественные и точные науки, владели гуманитарными знаниями. Многие из них, наряду с арабским, тюркским, фарси знали греческий, латинский и другие языки. Это помогало интеллектуалам знакомиться с работами других ученных в оригинале.
Вот в такую «питательную среду» и попал молодой аль-Фергани. Здесь он встретил гениальных самородков древней земли Турана Мухаммада Хорезми, Ахмада ибн Марвази, Абу Наср Жавахари. Отмечая их одаренность, мы ставим на первое место их мышление, способность анализировать факты, извлекать из них правильные выводы. Несомненно, эти свойства присущи отнюдь не только выдающимся людям. Каждый из нас, желая сделать в жизни что-нибудь серьезное, должен в известной мере обладать такими свойствами.
Тем более, что сейчас в Узбекистане продолжается реализация национальной программы по подготовке кадров, которая справедливо называется специалистами «моделью Президента Каримова». Главным направлением национальной программы выступает нацеленность процесса образования на удовлетворение жизненных интересов личности, обеспечение правовых, организационных, психолого-педагогических условий для формирования общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание личности, осознающей свою ответственность перед государством, обществом и семьей.
Важно показать молодежи преимущества проблемного, интерактивного обучения. Получать знания как это делали когда-то Ахмад аль-Фергани и другие наши предки.
Главное научиться самостоятельно искать пути и способы
решения проблемы. Обучение и собственно творчество сближаются,
приобретают общие черты. Любопытство, интерес должны быть парусом, под
которым формирующаяся личность уходит в неизведанные дали. Биография
Ахмада аль-Фергани подтверждает это.