Мой Узбекистан

Вторник, 19.03.2024, 12:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Абу Али ибн Сина (Авицена) | Регистрация | Вход

Абу Али ибн Сино (AVICENA)

(980-1037)

Портрет Авицены по эскизу М.М.Герасимова
Там - геометр Евклид, там – Птоломей,
Там – Гиппократ, Гален и Авицена,
Аверроэс, толковник новых дней,
Я всех назвать не в силах поименно;
Мне нужно быстро молвить обо всем,
И часто речь моя несовершенна.

ДАНТЕ

Ибн Сино – гениальный медик и величайший гуманист Востока. Его полное имя – Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Хасан ибн Али ибн Сино. Всему миру он известен под именем Авиценна. Родился он 980 году в селении Афшана, которое расположено в 12 километрах от Бухары.
Его современники, ученые Востока, дали ему почетный титул Аш-шейх ар-раис – т.е. шейх, глава. Как ученый, поэт Ибн Сина сформировался в период расцвета культуры народов Ближнего Востока, начавшегося в конце IX в. К этому времени государства Мавераннахра уже вступили в полосу благополучного экономического развития.

В X-XI вв. центрами культурной жизни Средней Азии являлись Бухара (где и родился Авицена), Самарканд, Балх, Гургендж. Это были экономически развитые по тому времени города, в которых протекала деятельность прославленных среднеазиатских поэтов и ученых. Среди них Рудаки (885-940), Абуль Касим Фирдоуси(932 – ок. 1020), Наср Фараби (873-950), Бируни (973-1048), Омар ибн Хайям Ибрагим Нишапури (1040-1123)   и многие другие выдающиеся представители «золотого века» среднеазиатской культуры прошлого. 

Гален, Авицена, Гиппократ. Старинная гравюраВ этой плеяде блестящих мыслителей и ученных одно из первых мест занимает Ибн Сина – прославленный среднеазиатский ученый, подлинный энциклопедист, внесший немалый вклад в такие различные отрасли науки и культуры как: медицина, философия, логика, психология, математика, физика, зоология, астрономия, геология, минералогия, ботаника, поэзия, музыка. Ученный прославился и как хороший педагог и мудрый государственный деятель. Внеся огромный вклад в развитие медицинской науки, Ибн Сина явился своего рода связующим звеном между медицинскими представителями врачей Древнего Востока и учением прогрессивных западноевропейских медиков. И чем бы ни занимался Ибн Сино, какую бы область знания ни затрагивал, он всегда приходил к чётким научным выводам.Не удивительно, что спустя 500 лет после смерти Ибн Сины его труды с глубоким вниманием изучали и цитировали гениальные ученые эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.

Величайшим творением Ибн Сины, принесшим ему мировую славу, является медицинский трактат «Ал-Канун фи-Тибб» («Канон врачебной науки»). Богатейшее литературное наследство, оставленное человечеству Ибн Синой, привлекало пристальное внимание ученных всех времен. По свидетельству историка, прославленный Омар Хайям умер, склонившись над трактатом Ибн Сины.

Из всех маленьких трактатов Ибн Сины, позволяющих лучше уяснить мировоззрение великого представителя восточной философии, есть повесть-аллегория "Hay ben Jagzan". Трактат о Хайе ибн Якзане – это мудрый рассказ о внутренней борьбе (положительных и отрицательных начал), происходящей в человеке. При этом Ибн Сина лишний раз подчеркивает, что любому человеку вместе с хорошими качествами присущи и дурные. И только трезвый разум – надежная опора против невежества и отрицательных соблазнов.

Скульптурный бюст Ибн Сины работы Е.Соколовой-Овощниковой

Ибн Сино знал и любил поэзию. Он был известным поэтом, и его по праву можно считать классиком. Ярким доказательством этого служат его четверостишия. Большое место в творчестве Ибн Сино занимала также музыка.

Свои труды Ибн Сино в основном писал на арабском языке, считавшемся в то время на Востоке традиционным языком науки. Однако его великолепные рубаи, а также некоторые научные работы написаны на языке фарси – дари. Прекрасное изложение, чёткость стиля производили глубокое впечатление на почитателей его таланта. Европейские критики даже сравнивали изящество языка Ибн Сино с мастерством таких великих стилистов, как Цицерон и Боккаччо.

Величайшим творением Ибн Сино является медицинский трактат «Канон врачебной науки». Он принёс ему мировую славу. Пять книг этого трактата стали общепризнанной медицинской энциклопедией той эпохи. Пятьсот лет студенты – медики учились по этой книге.

В 1034 году Ибн Сино тяжело заболел. Великий исцелитель, вернувший здоровье многим тысячам людей, оказался бессильным перед своим недугом. Но даже в свой последний чай он думал о людях: Ибн Сино перед смертью раздал всё своё имущество беднякам.

18 июня 1037 года Ибн Сино умер в городе Хамадане (Иран).

В Узбекистане кропотливо изучается его творческое наследие. В нашей стране многие улицы, махалли и культурные центры носят имя великого Ибн Сино.

Рубаи Ибн Сино

* * *
Велик, прославлен в мире Авиценна,
Но он по-прежнему и наг и сир.
О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир.

* * *
Вашу ложь не приемлю, я - не лицемер,
Поклоняюсь я истине - лучшей из вер.
Я один, но неверным меня не считайте,
Ибо истинной веры я первый пример.

* * *
Когда б я мог сорвать всеведенья цветок,
Познать удел судьбы и бед моих исток,-
Зажил бы я тогда беспечно и спокойно,
Не проливал бы горьких слез поток.

* * *
Не будешь пить вина - мальчишкой назовут,
А будешь часто пить - ханжей услышишь суд.
Бродяга, шах, мудрец - пить могут эти трое.
Ты не из них? Не пей: с земли тебя сотрут.

* * *
Так как с врагом моим много общался мой друг,
Мне не следует видеться с другом:
Сахара бойся, к которому яд примешали,
Муху гони от себя, что сидела на страшной змее.

* * *
Я побывал на дне глубоких ям,
В кольцо Сатурна лазил к небесам,
Разгрыз я сети всех тысячелетий,
Но узел смерти мне не по зубам.

* * *
Мой ум, хоть странствовал не мало в мире этом,
На волос не проник, а волос рассекал.
Солнц тысяча в уме сияет ярким сетом,
Но строя атома я всё же не познал.

История жизни

Из книги Р.А.Абузярова, З.И.Туаевой"Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура" (Уфа, 1996)

Творческое наследие великого ученого, философа, врача и поэта Абу Али ибн Сины, получившего широкую известность в Европе под именем Авиценны, огромно. Труды Ибн Сины принадлежат к числу выдающихся творений, обогативших сокровищницу мировой культуры.

Родился Ибн Сина в 980 г. в небольшом укрепленном селении Афшана близ Бухары, где прошла его молодость, где он сформировался как ученый и врач. В Бухаре еще и сейчас можно услышать о нем поучительные легенды.

В одной из таких легенд рассказывается, что, состарившись, Ибн Сина приготовил сорок лекарств, которые могли воскресить умершее тело. Он взял со своего ученика слово, что тот после смерти Ибн Сины оживит его, применяя эти сорок лекарств в определенной последовательности. Вскоре Ибн Сина умер, и ученик приступил к врачеванию. Лекарства оказывали необычайное действие. Тело старца не только не разлагалось, но становилось все более юным и свежим. Когда же осталось применить содержимое последнего сосуда с лекарством, тело Ибн Сины напоминало прекрасного, сияющего юношу - казалось, готового проснуться и заговорить. Это глубоко потрясло ученика. И только он стал подносить к телу последнее, сороковое лекарство, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Сосуд выскользнул из его рук и разбился... 

В этой поэтической легенде выражена вера в могущество знаний Ибн Сины, обрисованы черты, свойственные ему как ученому; о них свидетельствуют и его автобиография, и многочисленные труды. Это - пытливость и упорство в преодолении стоящих перед ним препятствий, стремление разгадать тайны природы, овладеть знанием ее законов, чтобы победить недуги, сделать все для облегчения участи людей. Эти присущие Ибн Сине черты хорошо выражены в одном из его четверостиший (рубаи), которое перекликается с приведенной легендой:

 

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел

 

Как же протекала жизнь и развивалось творчество Ибн Сины? Отец Ибн Сины был податным чиновником, служившим династии Саманидов. Родители хотели дать сыну возможно лучшее образование; переехав в Бухару - город, являвшийся в то время одним из выдающихся центров культуры, - они поручили обучение Ибн Сины ученым педагогам. Но знания бухарских учителей вскоре уже не могли удовлетворять пытливого юношу, и он стал самостоятельно изучать философию, лирику и другие науки.

Работоспособность Ибн Сины была исключительной. "В то время, - говорит он о своем шестнадцатилетнем возрасте, - я недосыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук. Возвращаясь к ночи в мое жилище, я ставил перед собой светильник и погружался в чтение или письмо... Когда же сон окончательно одолевал меня, то и во сне продолжал я обдумывать те вопросы, которыми занимался наяву... Такую жизнь вел я, пока не усвоил твердо всех наук и не овладел ими настолько, насколько это вообще доступно человеку". В числе этих наук была и медицина, которой Ибн Сина посвятил затем 16 из своих многочисленных (всего около 300) сочинений. К семнадцати годам Ибн Сина был уже зрелым ученым и занимался врачебной практикой. Успешность его врачевания открыла перед ним сокровища знаменитой библиотеки Бухары.

После завоевания Саманидского государства Караханидами Ибн Сина вынужден был уехать из Бухары в Ургенч, а затем в Иран. Почти вся дальнейшая жизнь Ибн Сины прошла в скитаниях по разным городам прикаспийской области и Ирана. Условия, в которых он находился, часто были тяжелыми; не раз он подвергался преследованиям, был заключен в тюрьму. И только благодаря огромной силе воли и изумительной памяти, даже лишенный возможности пользоваться необходимой литературой, Ибн Сина не прекращал научной, литературной и врачебной работы. Приходилось ему заниматься и административной, и государственной деятельностью. Все это рано подорвало его силы. Умер Ибн Сина в 1037 году в возрасте 57 лет, в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила.

В числе написанных Иби Синой на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубан, а также многотомные труды. Среди последних - семнадцатитомная "Китаб аш-шифа" ("Книга исцеления") и пятитомный "Аль-Канун фи-т-тибб" ("Канон врачебной науки"), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада. В своих естественнонаучных и медицинских трудах Ибн Сина развивает учения выдающихся представителей древней медицины (Гиппократа, Галена и др.), а также обобщает результаты своих исследований и наблюдений. При этом и для изложения научных вопросов Ибн Сина иногда прибегает к стихам. Так, его труд "Урджуза фи-т-тибб", в котором изложены основные положения медицины, состоит более чем из 1300 двустиший.

У Ибн Сины есть также труды, посвященные вопросам музыки. Широкую известность имеет рассказ, будто именно Ибн Сина совместно с Насир-и Хосровом изобрел распространенный в Средней Азии струнный смычковый инструмент - гиджак.

Об Ибн Сине создано немало рассказов, где его жизнь представлена в фантастическом плане. О нем упоминает в "Божественной комедии" Данте; в комедии "Валенсианские безумцы" - Лопе де Вега, знаменитый испанский драматург. В августе 1952 г. по призыву Всемирного Совета Мира отмечалось тысячелетие со дня рождения Ибн Сины.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0