Мой Узбекистан

Понедельник, 20.11.2017, 08:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Чеканка | Регистрация | Вход

Резьба по меди

Чеканное искусство одно из самых древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, к периоду «бронзового века». На территории Центральной Азии своего наивысшего расцвета  этот утонченный вид искусства  достиг в XV веке - в эпоху правления Тимура и династии Тимуридов.  До XV века мастера-чеканщики для работы использовали обычную бронзу, а для более ценных изделий бронзу, сплавленную  из семи металлов: меди, олова, цинка, серебра, золота, железа и свинца. Со временем на смену бронзе пришли медь и  латунь. Латунь- это сплав меди с цинком и другими металлами.

Мастера изготавливали различные виды чеканных изделий: кувшины для воды, чаши для чая, подносы, тарелки, шкатулки, курительные приборы, чернильницы, пеналы и курильницы для благовоний.

В орнаментах чеканных изделий мастера применяли преимущественно растительные и геометрические узоры. Наиболее распространенным приемом художественного оформления предметов был орнаментальный стиль «ислими». Он представлял собой  орнамент  вьющихся  цветов, листьев и бутонов.

С конца XIX - начала ХХ века в чеканной посуде появились вставки из полудрагоценных камней и прозрачного стекла на цветной подкладке, что придавало изделиям красочность и выразительность.

Инструменты мастеров  для чеканки довольно просты. Из глубокой древности они дошли до наших дней почти без изменения: резцы различной ширины, небольшой молоток со слегка изогнутой и утолщенной на конце рукояткой, циркуль по металлу.

В настоящее время в Узбекистане наблюдается возрождение этого рода искусства. Чеканкой украшают предметы быта и предметы религиозного культа. Существуют два вида узбекской чеканки: глубокая, т.е. с углубленным рельефом (кан-дакори) и плоская (накш).

Различают несколько региональных школ узбекской чеканки по металлу. Изделия эти школ отличаются друг от друга  глубиной рельефа, орнаментом, и  формой изделия.

Хивинские мастера изготавливают сосуды для воды с уплощенными и ребристыми боками. Отмечается довольно глубокий рельеф чеканки. Кроме растительного орнамента для хивинских изделий характерны узоры в виде медальонов на фоне затейливых орнаментов, что придает вещам особую выразительность.

Для изделий из Карши и Шахрисабза свойственно разнообразие форм. К сосуду для умывания мастера разработали оригинальную конструкцию крышки в виде коробочки хлопка, лепестки которой открываются при переносе изделия. В оформлении чеканной посуды шахрисабзские мастера используют накладные пластинки, медальоны со вставками из бирюзы и цветного стекла,  цветную подкраску фона и поверхности.

Издавна наибольшей известностью пользовались изделия чеканщиков Бухары. Чеканка бухарских мастеров глубокая, фон отделан штрихом. Помимо растительного орнамента изделия часто украшают каллиграфическими надписями.

Самаркандская чеканка сохранила самобытные художественные традиции последних столетий. Ручки сосудов делаются нередко ажурными, с тонким кружевным узором, а в растительном орнаменте используются древние мотивы цветка с четырьмя лепестками.

Один из самых старинных центров художественной обработки металла находится в Ферганской долине. Маргиланские мастера делают сосуды для воды и для чая, используя популярный мотив миндалевидного узора "калампир". Только в Фергане производят традиционные медные светильники и подсвечники. Среди кувшинов из Коканда встречаются высокие стройные сосуды в виде утки. Растительный кокандский орнамент неглубокий, но четкий и густо насыщен мелкими деталями. Дополнительно изделия инкрустированы  бирюзой, гранатами и кораллами.

Традиционная Ташкентская чеканка по металлу близка по формам и орнаментам кокандской школе. Отличают ее  лишь укрупненные растительные мотивы, а геометрические напоминают орнаменты резьбы по дереву, в частности стиль паргори.

Резьба по металлу

Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества - чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения. За долгий срок бытования в искусстве чеканки сложились локальные стили, характеризующиеся своеобразными формами изделий, а также техническими и художественными приемами. Узбекская чеканка представляет собой различные приемы гравировки. Более глубокая гравировка носит название кандакори, менее глубокая - чистая гравировка - чизма, кроме гравировки узбекскими мастерами употребляется прорезная чеканка - шабака.

Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.

Старинная чеканка Самарканда была близкой по художественному оформлению произведениям мастеров Бухары. Каршинские и шахрисабзские чеканные произведения были менее строги по оформлению, местные мастера охотно применяли цветную подкраску фона и украшали изделия накладными штампованными деталями, вставками бирюзы и цветного стекла.

Изделия городов Ферганской долины, особенно Коканда, были очень разнообразны по формам и отличались менее глубокой, но очень четкой чеканкой, употреблением измельченного растительного орнамента. Ферганские мастера первыми расширили рамки содержания орнамента, вводя в орнамент изображения архитектурных памятников.

Произведения ташкентских чеканщиков в прошлом по своим художественным качествам не занимали видного места, производилась, в основном, хозяйственная посуда крупных форм: сосуды для воды и пищи, которые украшались простым растительным орнаментом, выполняемым неглубокой чеканкой.

В 20-30х годах 20 в. в Самарканде и Ташкенте открылись художественные училища, где молодежь, кроме традиционной чеканки, знакомилась с различными приемами оформления металлических изделий. Молодые мастера стали охотно переходить на новые виды техники и орнаментации. В Самарканде и Ташкенте традиционная чеканка сохранилась только в мастерских художественного фонда, где мастера, наравне с новыми, пользуются и старинными приемами.

В Коканде, Хиве и Бухаре еще и ныне работают с членами семей и учениками старейшие чеканщики традиционалисты: в Коканде - Л. Фазылов, в Хиве Б.Якубов и М.Атаджанов, в Бухаре ученики умершего в 1973 г. С.Хамидова.

Обилие поступающих на рынок фабричных изделий, ставших заменителями медно-чеканных предметов утвари, коренным образом меняет природу этого вида искусства. Чеканка по меди теряет свои утилитарно- практические функции, но увеличивается ее эстетическое значение. Чеканка применяется как декоративный элемент в интерьерах жилых и общественных зданий, медно-чеканные изделия, выполненные в традиционной манере, вызывают на выставках всеобщее восхищение как произведения высокого искусства. Это естественно, так как искусство медной чеканки является частью сокровищницы народного наследия, которое не может исчезнуть.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0