Аль – Бухари, Мухаммад Исмаил Абу Абдаллах аль –
Джуфи – знаменитый суннитский мухаддист – традиционалист. Родился в 810г. в
семье иранского происхождения в Бухаре, умер в селении Хартанка (близ
Самарканда). Его отец был очень образованным человеком, весьма уважаемым
современниками и описан во многих книгах. Когда Исмаил был все еще
ребенком, его отец умер. Исмаил был на попечении матери, которая
воспитала его. Она была образованная, красивая и одухотворенная
женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам.
Исмаил был проницателен, сообразителен, обладал необычайным интеллектом
для его возраста. Он имел исключительные способности и удивительную
память. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он
знал наизусть несколько тысяч поэм и разделял свои знания с богословами
Бухары.Когда ему было 16, не было больше преподавателей в Бухаре, способных
преподать ему еще что - нибудь. Молодой человек с матерью и братом
направился на паломничество в Мекку. Вскоре после
посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Исмаила,
который остался в Мекке в течение следующих 4 лет. 16 лет Исмаил,
проводил на месте погребения пророка Мухаммеда в
Медине. Все это время он читал хадисы, собранные им для Мухаммеда,
чтобы получить Благословение. Это было собрание и учение хадисов -
легенды о поступках и словах пророка Мухаммеда и его
товарищей-сторонников, в которых Имам Аль-Бухарий достиг его
бессмертной славы. Его работа была не только угождением богу, она
служила для практических целей. В течении многих лет он
путешествовал, постигая науку о хадисах по разным провинциям Халифата (Хиджаз,
Египет, Ирак, Хорасан). Как сообщают источники, он слушал хадисы более, чем у
тысячи шейхов. Аль – Бухари задался целью собрать все "достоверные"
(сахих) предания о высказываниях и поступках Мухаммада.
Тогда Ислам не имел кодифицируемых законов. Обычный мусульманин в его
каждодневной жизни, или мусульманский законодатель, или судья должны
были руководствоваться Кораном и Сунной, которая была
сущностью традиций и хадисов. Во времена Имама Аль-Бухарий там было
большое количество хадисов из каждого случая жизни. Однако не все были
достоверными, потому что в государстве жестокой религиозной и
политической борьбы каждая сторона пыталась укрепить себя престижем
пророка, добавлением к его словам. В других случаях Иранские и
Центрально азиатские патриоты должны были создавать на языке пророка
хвалу их родным городам. Таким образом, такой хадис как, например,
распространенный, прославляющий замечательные качества Самарканда,
умеренные манеры и чистую веру его резидентов. Безусловно, этот хадис
был подделкой: Арабы достигли Самарканда после того, как пророк
Мухаммед умер. Поддельные хадисы, прославляющие другие места, также,
были многочисленны. Крайней необходимостью было, проверить хадисы.
Иногда некоторые из них были отклонены из-за их содержания, но это было
наиболее частым, когда последовательность пересказывания была
определена. Обычно это были такие грубые последовательности: " Мне
говорили так и так, перешло это от другого, кому сказали это так - сяк,
и т.д., и он слышал, что пророк сказал это". Затем, после введения
этого, хадис был непосредственно. Чем более уважаемый и надежный был
первый рассказчик, то есть современник пророка, тем более был
достоверен, найденный хадис. И наоборот, если рассказчик, считался не
надежным с религиозной или моральной точки зрения, хадис был отклонен
как подделка.
Проявив свойственный мухаддисам того времени
критицизм, аль – Бухари проверил, как передают, 600 тысяч хадисов, которые
тогда были в ходу, и, кроме того, еще 200 тысяч, которые он сам записал у своих
учителей и информаторов. Из этого громадного количества преданий аль – Бухари
отобрал в качестве "безупречных" лишь около 7400 хадисов. Из них он
составил свод ал – Джами ас – сахих, который обычно называют кратко ас – Сахих.
Посещение главных городов мусульманского мира Мекки, Медина Басра, Куфы, Каира, Нишапура, Багдада
и других, заняло 40 лет жизни имама Аль-Бухари. Когда он остался в
Багдаде, где жило много богословов, он должен был подвергнуться
испытанию. Богословы читали его хадисы преднамеренно в беспорядке, и он
их сразу исправлял. К тому времени он знал наизусть 600 тысяч хадисов и
прошел испытание. Имам Аль-Бухари посвятил всю его жизнь сбору хадисов.
Он слышал хадисы от более, чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч
хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана
хадисов (800 тысяч) он собрал, самые достоверные из них только 7397.
Они составляли его книгу "Ас - Сахих", которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.
После
40 летнего путешествия Имам Аль-Бухари возвратился в Бухару. Тогда
Бухара была одним из самых прогрессивных городов Средней Азии в
отношении политики, экономики, и культуры. Во время правления
Саманидов, многие дворцы, мечети, мавзолеи, медресе были построены в
Бухаре. Также в Бухаре Функционировал большой книжный базар. Саманидская Бухара была известна библиотекой во дворце эмира. Только одна библиотека в Средней Азии в Ширазе могла дополнить её.
В
Бухаре Имама приветствовали с радостью и осыпали деньгами. Он собрал
тысячу последователей вокруг себя и от имени Аллаха, бесплатно,
преподавал им хадисы. Такие известные богословы как имам Мослим, имам
Термезий были его учениками. Но были некоторые люди, завидующие
популярности Аль-Бухари. Они солгали об имаме правителю Бухары, Хамиду
ибн Ахмаду Захрию. Эмир вызвал Аль-Бухари во дворец и приказал
преподавать хадисы двум сыновьям эмира. Этот приказ разозлил Имама, и
он отказался идти во дворец. Он объяснил его отказ словами: "Знания не должны идти к студентам, студенты должны идти к знаниям".
Эмир отреагировал приказом для имама, покинуть город в течение 2 дней.
Аль-Бухари решил идти в Самарканд, но не достиг его. На пути к нему он
остался в деревне Хортанг, где жили некоторые из его
родственников и последователей. Там Имам заболел и умер. Его смерть
произошла в 870 г., и он был захоронен в деревне Хортанг.
Ас – Сахих аль – Бухари уже современниками был
признан выдающимся руководством по фикху и к 10 веку занял несмотря на критику
некоторых частностей, наряду с ас – Сахихом Муслима первое место среди собраний
суннитской традиции. Для большинства суннитов ас – Сахих аль – Бухари стал
второй книгой после Корана. Аль – Бухари известен также как составитель
авторитетного свода биографий передатчиков хадисов – ат – Тарих ал – кабир,
созданного им в нескольких редакциях. Среди других его сочинений следует
назвать еще мало изученное толкование на Коран – Тафсир ал – Куран.
В Самарканде закончил свой жизненный путь
великий богослов Востока Имам Аль – Бухари. Это мыслитель средних веков написал
около 400 тыс. хадисов – толкований тех или иных положений Корана, сделал
большой вклад в теологию. Сейчас весь мусульманский мир живет по этим хадисам,
в то время как на его родине Аль – Бухарий было отдано завету. Имя всплыло лишь
тогда, когда какой - то знаменитый ливанский писатель в 1958 году, посетив
СССР, сказал, что хочет побывать на могиле знаменитого богослова. Его просьба
вызвала переполох у партократов. Был сделан запрос в ЦК Компартии Узбекистана,
оттуда – в Академию наук. И днем, и ночью искали могилу Аль – Бухарий, пока не
обнаружили под Самаркандом, возле не приметного кишлака.
Сейчас комплекс Имама Аль – Бухарий – это
великолепное сооружение, построенное по современным технологиям, но при этом
строители сохранили всю восточную архитектуру. Он находится в 30 километрах от
Самарканда, но к нему легко проехать, ибо много указателей, да и дорога в
хорошем состоянии. В комплексе, к5оторый занимает огромную территорию (включая
внешний – с фонтаном, дополнительными сооружениями, парком) расположены мечеть,
сама могила богослова (обработана из драгоценного камня – оникса, который
закупали в Иране), есть гостиница для туристов и паломников, магазины, где
можно приобрести религиозные предметы и литературу.