Мой Узбекистан

Вторник, 19.03.2024, 14:10

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Исторический очерк | Регистрация | Вход

Исторический очерк
(Статьи из Большой Советской энцилкопедии)

  Г. Жеглов. «Чаепитие». Автолитография. 1968.
        Г. Жеглов. «Чаепитие». Автолитография. 1968.

Исторический очерк. Заселение территории Каракалпакии началось в эпоху Неолитаа (конец 4 — начало 2-го тыс. до н. э.). В конце 2-го тыс. до н. э. здесь возникло поливное земледелие. При раскопках культового сооружения Кой-Крылган-Кала найдены самые древние письменные памятники Узбекистана (4 в. до н. э.). Выдающийся памятник позднеантичного периода — дворец Топрак-Кала (3 — начало 4 вв. н. э.). Этногенез каракалпаков связан с племенами, населявшими дельтовые и степные области Сырдарьи и Приаралья. Большая часть каракалпаков в 17 — середине 18 вв. занимала территорию в среднего и нижнего течении Сырдарьи. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, земледелием и рыболовством. Власть принадлежала феодально-родовой знати и мусульманскому духовенству. Каракалпаки зависели от казах. ханов Младшего жуза. В 1742 из-за постоянных нападений соседних племён они отправили послов в Оренбург и Петербург с просьбой о принятии в рус. подданство. Русское правительство удовлетворило просьбу каракалпаков. Это вызвало нападение на них в 1743 казахского хана Лбулхайра. В результате чего основная масса каракалпаков ко 2-й половине 18 в. переместилась с Сырдарьи на западный проток её дельты — Жанадарью. В конце 18 в. начались активные действия хивинских ханов по завоеванию каракалпаков, которые в 1811 завершились покорением и переселением их в дельту Амударьи. За короткий срок каракалпаки создали в Хивинском ханстве несколько новых земледельческих районов. Угнетение каракалпаков местной и хивинской знатью привело к крупным восстаниям против хивинских ханов в 1855—56 и 1858—59, которые были жестоко подавлены хивинским войском. Повстанцы стремились уйти из-под власти Хивы и присоединиться к России, однако этому мешали каракалпакские феодалы, сотрудничавшие с хивинским правительством и заинтересованные в сохранении своих привилегий. После похода царских войск на Хиву в 1873 и заключения договора с хивинским ханом о протекторате России территория каракалпаков, расположенная на правом берегу Амударьи, была присоединена к России; здесь был образован Амударьинский отдел, в 1887 вошедший в Сырдарьинскую обл. Туркестанского генерал-губернаторства. Меньшая часть каракалпаков, жившая на левобережье, осталась в составе Хивинского ханства. Присоединение правобережной К. к России имело объективно прогрессивное значение: установление непосредственных связей между народами К. и народами России, включение К. в общее русло капиталистического развития способствовали росту товарного хлопководства и созданию первых промышленных предприятий. В начале 20 в. появились первые национальные группы рабочих. Открывались русско-туземные общеобразовательные школы. Были прекращены феодальные усобицы и непрерывные набеги, от которых страдало население. Вместе с тем включение К. в состав Российской империи привело к усилению гнёта трудящихся масс: их обирали как местные баи, духовенство, так и царская администрация. В вассальном Хивинском ханстве население было ещё более бесправным, чем в колониальном Туркестане. Около 70% крестьянских хозяйств в дореволюционной К. были батрацко-бедняцкими. Техника сельского хозяйства и ирригации оставалась примитивной. Существовало лишь несколько полукустарных хлопкозаводов. Колониальный гнёт усилился в начале 20 в., особенно в годы 1-й мировой войны 1914—18. Под воздействием революционной борьбы пролетариата России в Средней Азии вспыхивали восстания, направленные против самодержавия. Каракалпаки участвовали в революционных выступлениях 1905—07 и в Среднеазиатском восстании 1916. Главными очагами его в Амударьинском отделе стали г. Чимбай и Сарыбийская волость Шураханского уезда. После Февральской революции 1917 в Петроалександровске (Турткуль), Шурахане, Чимбае были созданы Советы. Преобладавшие в них меньшевики и эсеры поддерживали буржуазное Временное правительство. Во 2-й половине октября 1917 в Петроалександровске возникли первые большевистские организации.        
 1. Юрта. Внешний вид. 2. Двери юрты. 3. Ворота глинобитной усадьбы.
 1. Юрта. Внешний вид. 2. Двери юрты. 3. Ворота глинобитной усадьбы.

После победы Октябрьской революции в Центральной России и Туркестане Советская власть была установлена в 1-й половине декабря 1917 в правобережной К. В апреле 1918 она вошла в состав Туркестанской АССР.
         В годы Гражданской войны 1918—20 трудящиеся-каракалпаки боролись с басмачами. Басмаческие банды Джунаид-хана в ноябре — декабре 1918 пытались захватить город Петроалександровск; население города выдержало 11-дневную осаду. Нападению басмачей подвергались также Шаббаз и Нукус. В сентябре 1919 решением Реввоенсовета Туркестанской республики в Петроалександровске был создан ревком (председатель — коммунист Н. А. Шайдаков), ставший центром революционных сил К. В августе 1919 в Чимбае вспыхнул контрреволюционный мятеж, руководители которого — кулаки из казаков-уральцев, местные феодалы и мусульманское духовенство — получали поддержку от атамана А. И. Дутова и Джунаид-хана. Мятежники овладели Чимбаем, Муйнаком, Нукусом. В феврале 1920 мятеж был ликвидирован. В апреле 1920 на территории бывшего Хивинского ханства образована Хорезмская Народная Советская республика (1920—24), в её состав вошла левобережная К. В декабре 1920 Амударьинский отдел преобразован в Амударьинскую обл. Туркестанской АССР. 25 июня 1921 на 1-й обл. партийной конференции оформилась обл. партийная организация К.
         14 октября 1924 2-я сессия ВЦИК приняла постановление, по которому часть территория Туркестанской АССР с преобладающим каракалпакским населением в ходе национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии выделялась в Каракалпакской АО, к ней присоединялись также каракалпакского округа Хорезмской республики. Создание Каракалпакской АО было провозглашено и законодательно оформлено 1-м Учредительным съездом Советов (г. Турткуль, 12—19 февраля 1925). К. вошла в состав Казахской АССР, а 20 июля 1930 — непосредственно в состав РСФСР. 20 марта 1932 АО преобразована в Каракалпакскую АССР, которая в 1936 вошла в состав Узбекской ССР.
         За годы социалистического строительства с помощью всех народов СССР каракалпаки совершили переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Были созданы местная хлопкоочистительная промышленность и социалистическое сельское хозяйство. В ходе сплошной коллективизации ликвидированы баи и кулачество. Преобразовано ирригационное хозяйство. Значительно увеличился сбор хлопчатника — основной с.-х. культуры республики. Осуществилась культурная революция; ликвидирована неграмотность (до Великой Октябрьской социалистической революции грамотные составляли в К. 0,2% от всего населения); в основном исчезли бытовавшие ранее в К. родовые и феодальные пережитки; выросли национальные кадры рабочего класса и интеллигенции; созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, клубы и пр.
         В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 за патриотизм, проявленный на фронте и в тылу, тысячи трудящихся К. награждены орденами и медалями, 14 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
         В послевоенные годы хозяйство К. ещё более развилось и окрепло. Каракалпакский народ консолидировался в социалистическую нацию. 25 декабря 1959 за успешное развитие хлопководства К. награждена орденом Ленина. В ознаменование 50-летия Союза ССР республика 29 декабря 1972 награждена орденом Дружбы народов.
         С. К. Камалов.

Литература. Ввиду того, что грамотность среди каракалпаков до Октябрьской революции была достоянием немногих, литературное творчество носило в основном устный характер. Фольклор четко делится по жанровому признаку на произведения лирические и эпические. К первым принадлежат весьма многочисленные виды песен — лирических и обрядово-бытовых. Древнейшими по происхождению являются песни-заговоры («бадик»). К эпическим жанрам относятся сказки, легенды, песни о богатырях и Дастаны. Наиболее популярен богатырский эпос, сложившиеся варианты которого датируются примерно 16 в. Широко известен эпос «Сорок девушек», отразивший в художественном переосмыслении исторического события 17—18 вв., но вобравший в себя и архаические элементы.
         Письменная дореволюционная литература каракалпаков использовала араб. алфавит. Известен поэт 18 в. Жиен Жырау, в стихах и в исторической поэме «Разорённый народ» которого изображена жизнь каракалпаков в период, когда, теснимые иноплеменными набегами, они вынуждены были переселиться на Жанадарью. Поэты Кунходжа (1799—1880), Ажинияз (1824—78), Бердах (1827—1900), Омар Отеш (1828—1902) также отображали в своих произведениях трудную жизнь каракалпаков. Они следовали в поэтике традициям фольклора и восточной классической литературы. Сюжетные основы поэм «Бозатау» Ажинияза, «Ерназар бий», «Айдос бий» Бердаха строятся на реальных исторических событиях, имевших место в 19 в. Поэма Бердаха «Царь-самодур» фабулой своей близка народной сказке, но она злободневно социальна, адресована современности. Демократическую позицию занимали и поэты, жившие позднее: Омар (1879—1922), Кулмурат (1838—1927), Сыдык Шаир (1857—1917) и др.
         Зачинателями советской литературы в К. были А. Мусаев (1880—1936), С. Мажитов (1869—1938), А. Дабылов (1898—1970), С. Нурумбетов (1900—71).
         В конце 20-х гг. возникли драматургия и художественная проза. Писатели отражали характерные черты современности, искали пути слияния народной поэзии с опытом каракалпакской и многонациональной советской поэзии. Появились первые прозаические и драматургические произведения Мажитова, пьесы А. Утепова (1904—34), рассказы и пьесы Н. Давкараева (1905—53), А. Бегимова (1907—58), повести М. Дарибаева (1909—42), А. Шамуратова (1912—53), Дж. Аймурзаева (р. 1910). В 50-е гг. написаны романы А. Бегимова «Дочь рыбака» (1958), Дж. Аймурзаева «На берегах Амударьи» (1958), У. Айжанова (1919—60) «В объятиях Арала» (1958).
         В 60-е гг. проза пополнилась произведениями К. Султанова (р. 1924), Х. Сеитова (р. 1917), У. Ходжаниязова (р. 1926), Т. Каипбергенова (р. 1929). В трилогии Каипбергенова «Дочь каракалпака» (книги 1—2, 1963—65) дана история жизни каракалпакские женщины на фоне исторических событий 1-й половины 20 в. Обездоленная девочка проходит тяжкую жизненную стезю и только в сов. время находит своё счастье, своё место в новом обществе как полноправный его гражданин. Автор органически связал судьбу героини с судьбой народа.
         В поэзии успешно выступили Х. Турумбетов (1926—68), Б. Кайпназаров (р. 1916), И. Юсупов (р. 1929), Т. Жумамуратов (р. 1915) и др.
         Литературоведение в К. возникло в сов. время; первыми в этой области были Н. Давкараев, К. Аимбетов (р. 1908), И. Сагитов (р. 1908). Активно работают также М. Нурмухамедов (р. 1928), С. Ахметов (р. 1929), Г. Есемуратов (р. 1930) и др. Организационно-творческую работу среди писателей К. осуществляет отделение СП Узбекской ССР в Нукусе.
         К. Камалов.
         Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие памятники искусства восходят к 4 в. до н. э. (мелкая пластика и керамика из раскопок в Кават-Кала). От периода поселения каракалпаков в бассейне р. Жанадарьи (2-я половина 18 в.) сохранились остатки многочисленных ирригационных сооружений [больших плотин, водохранилищ, хаузов (прудов)], развалины домов и усадеб (например, усадьба Орунбай-Кала). Народное жилище каракалпаков — юрта (кочевое) и глинобитный дом или камышовая мазанка (в сев. районах) с юртой при них (оседлое). На территории К. находятся памятники эллинистического Хорезма. Топрак-Кала, Гяур-Кала и др. В сов. время выросли города (Нукус, Бируни и др.) и ряд посёлков городского типа. Хутора сменяются сельскими поселениями и городами с регулярной планировкой, организованным центром и типовой застройкой. Сохраняются и традиционные типы жилищ. Большое место в городской и сельской застройке занимают сады и парки.
         С древних времён у народов К. развиты резьба по дереву (двери юрты) с инкрустацией сукном и слоновой костью, тиснение по коже, ковроделие, ткачество, вышивка. В утеплении и декоративной отделке юрты большое место занимают ковры, кошмы, ковровые тесьмы («ак-кур»), широкие полосы с бахромой («жан-бау»), на белом фоне которых располагаются узоры, выполненные в мягких коричневых, розовых, нежно-зелёных и жёлтых тонах. Для изделий 20 в. характерно сочетание красного и жёлтого с коричневым, зелёным и синим. Каракалпакские ювелиры в изготовлении украшений для женской одежды, мужских поясов, конской сбруи сочетают серебро, иногда позолоченное, с сердоликами, кораллами и бирюзой. Для искусства К. типичен строгий геометрический и растительный орнамент, основной мотив которого — «муйиз» (бараньи рога).
         С 1930-х гг. развивается станковое изобразительное искусство. Работают скульпторы Дж. Куттымуратов, Д. Турениязов. живописцы Ж. Беканов, Б. Серсксев, Ф. Ю. Мадгазин, И. В. Савицкий, А. Курбанбаев, графики К. Бердимуратов, К. Нажимов, театральные художники Б. Д. Каменев, К. Саипов и др.
         Л. А. Шарафутдинова.
         Музыка. Каракалпакская музыкальная культура имеет древнюю историю. До Октябрьской революции она была представлена устным народным творчеством. Носителями и хранителями музыкальной культуры были народные певцы — бахсы, исполнявшие лирические песни и эпос в сопровождении дутара, сказители — жырау, исполнявшие героический эпос в сопровождении кобуза, инструменталисты — сазенде, киссаханы, которые являлись создателями песен и инструментальных пьес. Среди них: Гарипнияз, Ещбай, Акымбет, Муса, Суйсу, Шерназар, Арзы, Жуман, Ещан, Орынбай. Песни каракалпаков разнообразны по жанрам и тематике. Народные песни в основном диатоничны, в мелодии широко применяются глиссандо, форшлаги и др. украшения.
         Из музыкальных инструментов наиболее популярны двухструнный щипковый инструмент — дутар и смычковые — кобуз, гыржак, духовые (деревянные) — баламан (типа свирели), най и сурнай (род флейты), а также ударный — дэп (бубен). У женщин — шынкобуз, изготовленный из маленького кусочка железа.
         После Октябрьской революции в К. развивается профессиональная музыкальная культура. Начиная с конца 1940-х гг. появляются сочинения для симфонического оркестра (симфонические поэмы «Каракалпакстан», «Кырк кыз» А. Халимова, симфоническая поэма «Бузатау», симфоническая сюита «Юность» А. Султанова, «Каракалпакская рапсодия» Ф. Назарова, сюита на каракалпакские темы «Нигарим», «Теке Налыш», «Адыннан» А. Ф. Козловского), хоры («Каракалпакстан» Ж. Шамуратова и М. Насимова, «Моя родина» А. Султанова, «Мир» А. Халимова), музыка к спектаклям. В области песни работают Ж. Шамуратов, А. Султанов, К. Турдыкулов, Н. Махаматдинов, К. Абдуллаев, М. Жиемуратов и др. Опубликованы записи каракалпакских народных песен А. Халимова (1959) и В. Шафранникова (1959).
         Большой вклад в развитие национальной музыкальной культуры внесли народная артистка СССР А. Шамуратова, народный артист Узбекской ССР Г. Ширазиева, Р. Сеитов, С. Мамбетова, А. Атамуратова, заслуженная артистка Каракалпакской АССР И. Рафикова, Г. Тлеумуратов и др.
         В республике работают: Каракалпакский музыкально-драматический театр им. К. С. Станиславского (1930), Филармония им. Бердаха (1946), оркестр народных инструментов (1968), Каракалпакское отделение Союза композиторов Узбекской ССР (1967), музыкально-хореографическое училище в Нукусе (основано 1960), 6 музыкальных школ. Музыкальный отдел сектора искусствознания Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР (1959) ведёт работу по собиранию и изучению каракалпакской народной музыки.
         Драматический театр. Элементы драмы и театра содержались в обрядах и играх каракалп. народа, в народном эпосе, в исполнительском творчестве народных мастеров (бахсы и жырау), в искусстве профессоров острословов (наиболее известны во 2-й половине 19 — начале 20 вв. — Омирбек-лаккы, Кампакал-кемпир, Даулет-лаккы, Тыным-кыз). Со 2-й половины 19 в. распространилось искусство маскарапазов, заимствованное у хорезмских узбеков. Формирование профессионального каракалпакского театра началось после Октябрьской революции и протекало в тесной взаимосвязи с культурами др. народов СССР, особенно с узбекской и русской. С конца 1917 организовывались многочисленные самодеятельные кружки в Петроалександровске, Кунграде, Ходжейли, Чимбае, Шурахане и др. В 1925 по инициативе педагога З. Ф. Касымова при Турткульском педагогическом техникуме была создана первая каракалп. труппа «Танг нуры» («Утренняя заря»). В 20-е гг. появились произведения национальной драматургии — «Девушка, нашедшая себе равного» А. Утепова, «Сайеке батыр» К. Авезова, «Ерназар — Верблюжий глаз» С. Мажитова и др. В 1928 на основе труппы, руководимой З. Ф. Касымовым, возник новый театральный коллектив также под названием «Танг нуры», организованный драматургом А. Утеповым, одним из основоположников каракалпакского театра и драматургии, автором многих пьес (был также актёром, режиссёром, руководил театральными труппами в разных районах К.). На базе этого коллектива в 1930 в Турткуле (в 1942 переведён в Нукус) создан Каракалпакский музыкально-драматический театр, которому присвоено (в 1939) имя К. С. Станиславского. В 1939 состав театра укрепился выпускниками каракалпакская студии ГИТИСа, воспитанниками О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова. В репертуар вошли студийные спектакли, в том числе «Бедность не порок» А. Н. Островского, «Проделки Скапена» Мольера, «Первая конная» В. В. Вишневского. Среди спектаклей 40—50-х гг.: «Алпамыс» Н. Давкараева, «Проделки Майсары» Х. Хамзы, «Насильно мил не будешь» С. Ходжаниязова, «Гариб-Ашик» А. Бегимова и Т. Алланазарова, «Айгуль и Абат», «Лейтенант Елмуратов», «Раушан» Дж. Аймурзаева, «Русские люди» К. М. Симонова, «Украденное счастье» И. Я. Франке, «Тартюф» Мольера. В 1967 впервые на сцене каракалпакского театра создан образ В. И. Ленина в спектакле «Семья» И. Ф. Попова. В числе др. постановок 60 — начала 70-х гг.: «Источник жизни» Дж. Аймурзаева, «Дочь Каракалпакии» Г. Абдулова и Т. Баяндиева. «Талуас» С. Ходжаниязова, «Путеводная звезда» К. Яшена, «Отелло» У. Шекспира. В республике работают (1972): народная артистка СССР А. Шамуратова, народный артист Узбекской ССР и Каракалпакской АССР Ю. Мамутов, С. Авезова, О. Давлетова, З. Зарипов, Р. Сеитов, Г. Шеразиева, народные артисты Каракалпакской АССР Р. Адикова, С. Алламуратова, Т. Ахметова, Х. Сапаров, О. Умиткулов, С. Утепбергенов, Ш. Утемуратов, заслуженный деятель искусств Каракалпакской АССР К. Саипов, заслуженные артисты Каракалпакской АССР Н. Ансатбаева, Д. Ранов, С. Палуанов.
         Т. Б. Баяндиев.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0