Мой Узбекистан

Вторник, 19.03.2024, 06:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Андижан | Регистрация | Вход

Андижан

Выдержка из "БАБУР-НАМЕ": "...Один из городов на южном берегу - Андижан, который находится посредине. Это - столица области Ферганы. Хлеба там много и плоды изобильны, дыни и виноград хороши; во время созревания дынь [из-за обилия] не в обычае продавать их с бахчи, груш лучше андижанских не бывает".

Андижан - один из древнейших городов Ферганской долины. Точной даты его возникновения не установлено, но считается, что город возник до н. э. на территории, через которую проходил Великий шелковый путь. Через Адижан проходила древняя караванная дорога, связывавшая в свое время Китай с Центральной Азией. Город служил восточными воротами Ферганской долины. По всему пути следования на берегах реки Карадарьи располагались караван-сараи, на месте которых и возник Андижан. Существуют различные легенды, толкующие название города. Историки же дают более прозаическое объяснение, согласно которому название города произошло от узбекского клана «Анди».

Это край древней истории, самобытных традиций, уникальной школы земледелия. Четвертый по величине город Узбекистана, который находится в центре густонаселенных районов, на пересечении важных транспортных путей, на древних отложениях р. Андижанской в окружении садов и виноградников. Родина государства Великих Моголов, поэта и писателя, автора широко известной «Бабурнаме», Захриддина Мухаммада Бабура, поэта и просветителя Абдулхамида Чулпана, чьи исторические заслуги неоценимы.

В прошлом веке город славился производством шелковых и хлопчатобумажных тканей, которые вывозились далеко за пределы Ферганской долины. Современный Андижан это крупный промышленный центр, утопающий в зелени. Машиностроительные заводы выпускают разнообразную технику для хлопковых заводов, запасные части к сельскохозяйственным машинам, насосы, универсальные погрузчики. Кроме того, имеется ряд других крупных предприятий, консервный, молочный заводы, мелко комбинат. Особенно преобразился Андижан в последние годы. Его украсили новые здания, построения с учетом национальных традиций и современных требований архитектуры, салон автосервиса, теннисный корт. Расширены и благоустроены центральные улицы.

Плодородные почвы, обилие тепла и света, длительный безморозный периода (ок. 210 дней в году) благоприятствуют выращиванию в окрестностях города теплолюбивые культуры хлопчатник, шелковицу и др. Зима обычно умеренная, короткая, ветры слабее, чем в западных частях долины. Андижан среди других городов республики отличается очень высокой сейсмичностью. Наиболее разрушительным, причинившим ущерб городу, было землетрясение 1902 г. Сейсмичность в Андижане затрудняет возведение многоэтажных домов.

Достопримечательности

Андижанская область привлекает людей из разных континентов со своей красивой природой, гостеприимством, богатыми национальными традициями и историческими достопримечательностями. Среди них архитектурный комплекс "Джами (мечеть и медресе) ", дом музей Бабура, гробница арабского полководца Кутейба бин Муслим в Джалалкудукском районе, архитектурный памятник "Ахмадбекходжи" и др.

Особо привлекателен город-парк Ханабад получивший у населения Ферганской долины названия "Швейцария Узбекистана", где можно любоваться прекрасными аллеями редких пород деревьев Европы и Азии, цветочные сады, величием и красотой водохранилище Ханабад и др. 
            Национальный парк имени Бабура, расположенный на площади 300 гектаров  превратился в место отдыха не только андижанцев но и для многих жителей других областей Ферганской долины. В этом парке находится и музей "Бабур и мировая культура", где собраны редчайшая литература по истории литературы народов Средней Азии и династии бабуридов. 
         В центре грода Андижан находится открытый этнографический музей "Хунармандлар растаси" (ряд ремесленников), где трудятся родовые ремесленники, продолжая мновековые традиции своих предков.
В поселке Куйганяр действует единственный в Ферганской долине музей ирригации и орошения и большого Ферганского канала.
         Созданные андижанскими мастерами "Андижон Арки " (Арк Андижана), "Хотира ва кадрлаш хиёбони" (Аллея памяти и почести ), центральная площадь имени Бабура, еще многие современные архитектурные сооружения с большим интересом посещаются многочисленными туристами из разных стран. 
Привлекает туристов и посещения современных предприятий как флагман автомобилестроения в Центральной Азии "УзДэуАвто", "Антекс" и др.

КУЛЬТУРА

Не будет преувеличением если сказать что культура народов Ферганской долины, где находится и Андижанская область, является фундаментальным выражением многовековой культуры узбекского народа.
Андижан является одним из важных культурных центров Республики Узбекистан. Андижан был Родиной всемирно известного поэта, ученого и государственного деятеля, основателя Великой могольской империи в Индии Захириддина Мухаммад Бабура, известной поэтессы Надирабегим, Хайратий, Чулпон, Хабибий и др. Творчество таких писателей и поэтов как Восит Саъдулло, Саида Зуннунова, Хошимджон Раззаков, Улфат, Хайитбай Азимов, Тулан Низом, Камчибек Кенжа, Усмонжон Шукуров и др. широко известно за пределами  Узбекистана. Создание первого музыкального драматического театра в 1918 году создало предпосылки развития театрального искусства. Начавшие свою театральную карьеру в Андижанском театре Тамарахонум, Аббас Бакиров, Халима Носирова, Лутфихоним Саримсакова, Музаффар Мухамедов, Сайиб Ходжаев и др. стали известными не только в Узбекистане но далеко за его пределами. В области сегодня функционирует Театр музыкальной драмы и комедии им Ахунбабаева, Театр кукол "Лола", Молодежный театр им. А.Бакирова. 
Сегодня здесь удачно сочетались культурные традиции народов издавна проживающих в Ферганской долине. Фольклорный танцевальный ансамбль "Сумалак" со своими оригинальными танцами сегодня покоряют сердца миллионов зрителей во многих странах мира. 
Сегодня уделяется большое внимание к развитии культурных учреждений. В области функционирует более 531 библиотек, 204 клубов, 2 музея и их филиалы в районах области, 1 филармония, 1 Областное Узбекское национального танца, 28 школ музыки и искусств, 36 кинотеатров, 5 парков культуры и отдыха и 14 парков отдыха которые способствуют духовному развитию населения области. 

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

Современный Андижан является одним из древних очагов декоративно- прикладного искусства в Центральной Азии. Всемирно известная Эйлатанская культура (конец первого тысячелетия до нашей эры) отличалась лепной керамикой и расписной керамической посудой, светлофоновой станковой посудой, новыми формами, цветом, и составом орнамента посуды. Продолжением этой культуры является мархаматская культура (1-4вв.н.э.), в ходе которого развивается станковая красноангобированная посуда с процарапанными узорами. Этот вид искусства в дальнейшем развивался в эпоху средневековья. . Изображения знаменитых даваньских скакунов, оленей с ветвистыми рогами и козлами найденные на склоне гор Сюрет таш относятся периоду образования государства Давань (2-ая половина первого тысячелетия до нашей эры). Многочисленные находки керамики, предметов домашнего обихода, украшения, фрагменты архитектурных памятников обнаруженные в ходе археологических раскопок свидетельствуют о богатом наследие декоративно-прикладного искусства в Андижане. Развивается миниатюрное искусства в
 оформлении книг. Расцвет народного творчества проявляется в декоративно-монументальном искусстве, связанном в возведении различных мемориальных сооружений, мечетей, минаретов, мавзолеев, обычно украшенных богатым декором. Однако многочисленные вооруженные походы татаро-монголов, междоусобные войны разрушили многочисленные архитектурные и культурные памятники. Этому же способствовали и сильные землетрясения, последний из которых произошло в 1910 году Сегодня накопленные многовековые традиции находят свое развитие и в современном декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. В годы независимости восстанавливается забытые в годы советской власти виды народных промысел. В области функционирует творческое объединение "Хунарманд", членами которых
 являются многочисленные мастера по резьбе и росписи на дереве, по росписи на ганче (гипсе), керамике, золотошвеи, ювелиры "заргар"ы. Сегодня это объединение оказывает всестороннюю поддержку в восстановлении таких видов прикладного искусства как, ручная вышивка, миниатюрное искусство, медное искусство, художественное ткачество и др. Школы народных мастеров развиваются как за счет собственных средств так и в
 рамках государственной поддержки по программе "Устоз-шогирд" (Учитель -ученик). В области керамики , например, широко известна за пределами Узбекистана школа потомственного мастера Мирзобахром Абдувахабова. Получили международное признание и работы мастера по росписи на ганче Ибрагима Мамадалиева. Народные ювелиры "заргар"ы, сохранили древнюю технику штамповки, аппликации, чернения, гравировки, гравировки, инкрустации, зернь, филигрань и др. Славятся золотые и серебряные браслеты, серьги, кольца, накосные и головные украшения. Широко известны за пределами Узбекистана
 национальные ножи, кинжалы и сабли. Росписи на рукоятке, на поверхности ножны каждой из "Шахриханской", "Карасувской" и "Андижанской" школ отличаются своей оригинальностью и неповторимой красотой. Они имеют своих традиционных почитателей не только в Узбекистане но и в других странах Востока. Сегодня все больше возрождаются и традиции в керамике. Производимые андижанскими мастерами вазы, кувшины, посуды, фонтаны, панно не только отражают национальные традиции этого искусства, но и широко применяют современный дизайн. Выражением многовековой истории узбекского народа
 является вышивки национальных тюбетеек. Узоры на мужских, женских и детских тюбетеек всегда выражали стремлении тех кто их носил к добру, процветанию, совершенству. Все больше популярностью пользуется и восстанавливаемое изготовление национальных кукол. Изобразительное искусство сегодня охватывает
 практически все современные его виды. Работы художников области неоднократно принимали участие в республиканских и международных выставок. В них находят свое отражение как богатая история андижанцев так и их современность Представители изобразительного искусства объединены в творческое объединение "Устоз". Ассоциации "Хунарманд" и "Устоз" оказывают всестороннюю поддержку ремесленникам путем организации выставок, оказанием содействия в участии республиканских и международных ярмарках и выставках. Большинство мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства являются членами Художественной Академии Узбекистана. Они выражают свою заинтересованность в установлении партнерских отношений с аналогичными организациями и добровольными объединениями других стран.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0