Вторник, 19.03.2024, 07:08
СЛЕДЫ ДИНОЗАВРОВСЛЕДЫ НА ГИССАРСКОМ ХРЕБТЕ- самые большие и отчетливые следы динозавров, сохранившиеся до нашего времени; крупнейшее в мире "поле следов динозавров" обнаруженное на месте тектонического сдвига, на склонах Гиссарского хребта в Узбекистане. До момента их обнаружения бытовало мнение, что самые большие следы динозавров существуют в Португалии. Дорожка следов "узбекских" ящеров по длине достигаетВадим Александрович ЧЕРНОБРОВ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ МИРА Подробности из других источников гласят: В ущелье Каласай, что значит «речка-крепость». В ее нижнем течении на крутом склоне найдены следы динозавра. Всего насчитали тридцать четыре отпечатка, размер 18 на Отрывок из книги Юрия Аракчеева «В поисках Апполона»
В самом начале глубокого и узкого ущелья реки Каласу, притока бурной Кызылсу, по наклонной ровной известняковой плите протянулась цепочка следов, каждый из которых был диаметром сантиметров тридцать. В незапамятные времена шло гигантское животное по грязи, похожей, очевидно, на теперешний наш цементный раствор, не подозревая о том, что через миллионы лет двуногие существа, расселившиеся по всей Земле, распахавшие ее и застроившие коробками своих жилищ, будут с замиранием сердца рассматривать окаменевшие вмятины. Обнаружил эти следы впервые всего лишь несколько лет назад геолог Валентин Викторович Курбатов и назвал их «след ташкурганского динозавра». По возрасту они отнесены ко времени верхней юры, то есть миллионов сто пятьдесят лет назад, точный размер - 180x240 миллиметров (это поначалу мне показалось, что диаметр каждого сантиметров тридцать). Выглядели они трехпалыми, чем-то напоминали птичьи, вся цепочка состояла из двадцати трех отпечатков и была неровной, волнистой - то ли животное не торопилось и шло, мечтая о чем-то, то ли не совсем твердо держалось на ногах. Вмятины были довольно глубоки - спичечные коробки укладывались в них полностью, если плашмя; расстояние между отпечатками около метра. - Смотрите, какая прелесть! - первой восхитилась Лена Богданова. - Потрясающе, правда? - медленно и значительно произнес Рафаэль, обращаясь то ли к Жоре, то ли ко мне. - Ишь, наследил… - скептически, как всегда, заметил Жора. - Динозаврик-то маленький был, - задумчиво сказал Тахир, словно прикидывая, какое чучело он бы из него сделал. - Чего ж их раньше-то не открывали, вон как заметны! - резонно отметила Оля. - Да видели наверняка, только не знали, что это, - объяснила Вера Григорьевна. - Странно, что так сохранились… Как будто специально, - серьезно сказал Олежка, поправив свои очки. - А ведь миллионы лет, с ума сойти можно! – добавила Оля. - Смотрите, трехпалые какие-то, как птичьи лапы… Интересно, кто это: динозавр или динозавриха? А может, дитё? Небольшой ведь… -начала рассуждать Лена Богданова. А Елена Алексеевна тем временем удалялась вместе со своими телохранителями по горной тропе. Она решила посетить эти следы потом, в одиночку, теперь же восседала на лошади, как амазонка, а мужчины составлял и эскорт - путь им предстоял долгий… Итак, если судить по следам, динозавр прошел здесь не очень большой. И нам было немного даже странно, что вот оно, «вещественное доказательство», дошедшее до нас из такой глубочайшей тьмы времен, а мы стоим вокруг наклонной, почти отвесной плиты, смотрим и обмениваемся впечатлениями. И я подумал, как непонятно выглядели бы мы, с точки зрения наблюдателя того времени, если бы он был. Особенно, наверное, Елена Леонидовна Богданова в белой широкополой, очень уж какой-то городской шляпе, и, может быть, я со своими фотоаппаратами, сверкающими металлическими и стеклянными частями на солнце. И конечно, стройная очаровательная Оля в своих модных джинсах и белой майке. И курносый Олежка в больших темных очках. И художник Рафаэль с этюдником, красками… Самым удивительным казалось мне то, пожалуй, что и шляпа, и фотоаппараты, и джинсы, очки, этюдник и сами мы - все это порождение той же самой Земли, которая когда-то породила и динозавра - ведь количество материи, составляющей земной шар, с тех пор, наверное, не изменилось. А не могло ли быть так, что в кого-то из нас входят те самые атомы, а может быть, даже и молекулы, которые входили в состав тела того динозавра? И опять - как при встрече в автобусе со старыми знакомыми по экспедиции - я подумал о течении времени, но только уже в более крупном масштабе. А что же будет на Земле вокруг этой самой известняковой плиты с отпечатками лет этак через тысячу? Я уж не говорю о миллионах, а ведь и они когда-то минуют… Но самым волнующим для меня было даже не то, что тогда никого из нас, стоящих сейчас рядом, не будет - уж во всяком случае давно распадутся на составляющие атомы и молекулы наши тела. А самым волнующим для меня было то, что мы все сейчас, стоя рядом со следами, осознавали и самих себя, и это головокружительное течение времени. И если действительно никого из нас не будет, хотя плита, очень возможно, останется (что ей еще какой-то миллион-другой лет?), то зачем же тогда нужно и нам, и вообще это наше мгновенное теперешнее осознание? Ведь в воображении своем и я, и каждый из нас - даже, вероятно, самый младший, Олежка, в своих темных очках и с облупившимся от солнца носиком-пуговкой - мог легко и запросто перенестись и в глубь времен назад, то есть ретроспективно, и, наоборот, вперед, то есть перспективно. Откуда у нас эта способность и почему? Ну динозавры, ладно, они погибли, не оставив даже
потомков, а вот, например, стрекозы… Отпечатки телец стрекоз находили в пластах
каменноугольного периода, что свидетельствует о существовании прямых предков
теперешних стрекоз приблизительно 300 миллионов лет назад (то же самое можно
сказать о тараканах и скорпионах). Правда, те предки стрекоз достигали Так вот мы стояли у края плиты, и каждый думал о своем, а потом по очереди лазили к следам - сфотографироваться. А потом мы рассеялись по долине речушки. Я, конечно, стал присматриваться к бабочкам, легкомысленно порхающим над цветами, настроив свое восприятие на светлокрылую с красными и черными пятнами. Жора ловил всех насекомых подряд - и ползающих, и прыгающих, и летающих, ему помогала Оля. Елена Леонидовна, Вера Григорьевна и Олежка собирали растения для гербария. А художник Рафаэль нашел себе где-то удобное место в теньке и запечатлевал горные дали. |
ПоискМеню сайта...
...Друзья сайта |