Мой Узбекистан

Вторник, 26.09.2017, 17:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Золотошвейное искусство | Регистрация | Вход

Золотошвейное искусство

Представление о вышивальном искусстве Узбекистана будет неполным без его редкого вида - золотого шитья.

Золотошвейное шитье является поистине одним из самых изящных ремесел. Благодаря своей красоте этот вид искусства  быстро распространился из Вавилона  в другие страны. На территории Узбекистана  золотое шитье по археологическим     данным,   известно   с древних времен. Это подтверждает изображение людей, одетых в нарядные золотошвейные одежды на уникальных росписях стен дворцов Афрасиаба, Варахши VI-VIII веков. Также это искусство очень процветало   при дворе Амира Тимура в XIV веке и носило характер официального придворного искусства -  вышивалась пышная одежда и великолепные покрывала для нужд придворной знати.

К концу XIX века  это ремесло нашло свое продолжение  при дворе бухарских эмиров, являясь одним из самых уникальных видов вышивания и  обогатив этот вид искусства производством неповторимых изделий. Большое количество  предметов золотого шитья  сохранилось до наших дней от бухарских эмиров   Насрулло (1827-1860), Абдулахад-хана (1895-1911) и Алим-хана (1911-1920), когда это искусство достигло наибольшего расцвета.

Свой наивысший расцвет это искусство получило в Бухаре в середине прошлого века, где в мастерских дворца эмира искусные мастера изукрашивали роскошные одежды правителя и его свиты. Золотошвеями были как правило мужчины, передававшие ремесло по наследству своим сыновьям.

Золотыми и серебряными нитями расшивались мужские халаты, чалмы, тюбетейки, шальвары, обувь; из женской одежды: платья, - халаты, головные повязки - пешанабанд, платки, сапожки, туфли. Вышивка золотом с вкраплениями самоцветов и мелких металлических куполков кубба обильно украшала предметы убранства дворцового интерьера, а также конские попоны и чепраки.

Для шитья  золотом  в  ХIХ и ХХ веках   мастера использовали как привозные фабричные ткани, так и  ткани местного производства. Особо популярен был бархат, кроме бархата вышивались также шелк, шерстяные ткани, кожа.

Бархат использовался в основном для шитья мужских халатов.

Шелковые ткани шли на изготовление женских рубашек, головных повязок, мужских поясных платков.

Полушелковые ткани применялись для  изготовления предметов домашнего обихода: сузане, молитвенные коврики, чехлы для подушек.

По коже шились только женские калоши, которые носили с сапожками на мягкой подошве.

Самым распространенным цветом для мужских халатов были: красный, фиолетовый, синий, зеленый, а для женской и детской одежды был характерен преимущественно красный и фиолетовый цвет.

Что же представляют  собой эти золотые и серебряные нити, которые применялись для шитья? Это тонкая металлическая нить, туго спряденная на шелковую. Для ее изготовления   применяли сплав серебра, для получения золотого цвета нить покрывали позолотой. Еще одна разновидность золотой нити - «волоченная», т.е. серебряная тонко расплющенная   проволока, белая и позолоченная. Эти обе разновидности были основным материалом в бухарском золотом шитье. Их изготовление было известно уже в  в Вавилоне и древнем Египте. В Среднюю Азию они привозились  из Индии, Ирана. Со второй половины   XIX века завозились из Москвы, а в Россию с Востока.  Кроме золотых нитей широко использовались цветной, крученный и некрученый  шелк для введения дополнительной расцветки в узор и для прикрепления золотой нити к ткани.

Искусство золотого шитья в середине XIX века достигло высокого совершенства композиционного построения узоров и его технического исполнения. Узоры рисовали на лайке или каргоне, затем вырезали, прикрепляли к натянутой на пяльцы ткани и зашивали золотой или серебряной нитями. Для каждого украшаемого изделия использовался определенный прием застила: сплошной - заминдузи, по вырезанному рисунку на свободном фоне - гульдузи. Каждая часть узора расшивалась определенным швом, их было известно свыше тридцати.

Вышивали мастера на бархате темных тонов вишневого, синего, лилового, коричневого, малинового цветов. Мягкая глубина бархата усиливала декоративный эффект золотого шитья, по контрасту выявляла особенности сложного ажурно-рельефного узора. Одежду с золотым шитьем носила самая богатая и знатная местная аристократия, и совершенно естественно, что этот вид искусства носил в себе черты торжественности и парадности, нередко переходящих в орнаментальную перенасыщенность.

В настоящее время золотым шитьем украшают детали парадного туалета: нарядные тюбетейки, женские безрукавки, туфли, сумочки, а также футляры для очков, чехлы для диванных подушек, переплеты для альбомов, декоративные покрывала и т.д.

Производятся эти изделия на золотошвейной фабрике в Бухаре, за время существования которой искусством золотого шитья овладели женщины. Создаются на фабрике и масштабные уникальные изделия - театральные занавесы, нарядные настенные панно.

Мастера золотого  шитья в Узбекистане  создают изумительные  изделия – тюбетейки, сюзане, халаты, молитвенные коврики и многое другое вручную, и поныне - каждая вещь является истинным произведением искусства.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0