Мой Узбекистан

Вторник, 19.03.2024, 08:29

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Музыка Узбекистана | Регистрация | Вход

Музыка Убекистана

Памятники материальной культуры (наскальные росписи, монументальная скульптура, барельефы, статуэтки и др.), а также дошедшие до нас письменные источники (2-е тыс. до н.э.) свидетельствуют о древних истоках музыкального наследия узбекского народа. Лучшие образцы музыкального искусства получили обобщенное освещение в трактатах о музыке среднеазиатских ученых- энциклопедистов (Фараби, Ибн Сина, Хорезми, Джами и др.). В дальнейшем музыкальная культура узбекского народа развивалась, сохраняя свою самобытность.

В узбекской народной и изустно-профессиональной музыке выделяются 4 основных локальных стиля - хорезмский, фергано- ташкентский, бухаро-самаркандский, сурхандарьинско-кашка- дарьинский, сложившиеся в результате этнической общности. Традицией средневекового города было расселение в кварталах соответственно своим профессиям. Это было присуще и деятелям музыкального искусства, они проживали на <улице певцов>, на <улице бастакоров> и т.п.

Песни можно разделить на исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах (обрядовые - "Ёр-ёр", "Келин салом"; календарные- "Навруз"; трудовые - "Майда", "Ёзи" и др.) и исполняемые

Кошук - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста - четверостишия рубаи стихосложения бармак. Лапар и ялла тоже куплетного строения, исполняются в сопровождении шуточных ганцев, игр. Ашула - лирическая песня с развернутой мелодией широкого диапазона и синкопированного ритма.

В основе узбекской народной музыки - диатоника, встречаются элементы хроматики. Широко применяются лад атональная переменность и модуляции. Ритмическая основа народных песен отличается большим разнообразием.

Народно-профессиональные музыканты учились у прославленных мастеров. Нотная письменность в музыкальной практике почти не применялась. Основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции составляют макомы, состоящие из нескольких циклов соответственно локальным признакам.

Богаты разнообразием музыкальные инструменты: струнно-смычковые - гиджак, кобуз, сать (сетар); струнно- шипковые-домбра, дутар, танбур, уд, рубабы; струнно-ударные - чанг; духовые тростевые - сибизиг, буламан, сурнай, кашнай; духовые флейтовые - най, гаджир най; мундштучные духовые - карнай; ударные мембранные - дойра, нагора, чиндаул и др. Широко развиты как сольное, так и ансамблевое исполнение. Характерная особенность узбекских ансамблей - игра в унисон.

Традиционный узбекский оркестр народных инструментов (игра в унисон в 2-3 октавы) состоит из нескольких видов инструментов, тем самым достигается богатая гамма звучания.

Динамичное и интенсивное развитие узбекского музыкального искусства началось в основном в 20 в. Практически решены принципиальные творческие задачи, сформировался жанр - узбекская музыкальная драма и музыкальная комедия, сконцентрировавший традиции сценического и музыкального искусства. Развитие музыкальной драмы способствовало зарождению в Узбекистане оперы и др. сценических жанров.

В 1918 г. в Ташкенте создана народная консерватория, затем ее филиалы в Самарканде, Фергане и Бухаре. Драматурги Г. Зафари, Ш. Хуршид в содружестве с крупнейшими знатоками узбекского музыкального наследия на основе национальных мелодий поставили музыкальные сценические произведения "Халима" (1920), "Лейли и Маджнун", "Фархад и Ширин" (1922). В 1924 г. М Кариякубов создал в Ташкенте Этнографический концертный ансамбль.

В1934 г. в Ташкенте открылась Высшая музыкальная школа (с 1936 г. - Ташкентская Государственная консерватория). Ташкент становится музыкальным центром.

В 1936 г. образована Узбекская государственная филармония, при которой созданы ансамбли, хоровая капелла, симфонический оркестр, оркестр узбекских народных инструментов. На основе народных мелодии создаются симфонические партитуры (М.М. Ипполитов-Иванов, С.Н. Василенко, ВА. Золотарев; позже Н.П. Раков, Р.М. Глиэр, а также М. Бурханов, М. Левиев, М. Ашрафи).

Развитие жанра музыкальной драмы во многом способствовало зарождению в республике театра оперы и балета. С первыми операми складывалась оперная труппа (М. Кариякубов, X . Насырова, Б. Мирзаев, К. Закиров, позднее Н. Хашимов, С. Ходжаева, С. Кабулова, С. Ярашев, А. Азимов, дирижер Ф. Шамсутдинов, композиторы Т. Садыков, М. Ашрафи, М. Бурханов, С. Юдаков). Зарождается балетная и камерно-инструментальная музыка.

В 40-е годы наиболее интенсивно развивались песни и романсы, музыкальная драма и опера, симфоническая и камерная музыка. Развитие хоровой песни способствовало массовому распространению хоров акапелла (М. Бурханов, И. Акбаров, С. Бабаев, Б. Умиджанов). Написаны кантаты и оратории, более глубоким по содержанию стал романс. Как самостоятельный жанр утверждается музыка к кинофильмам.

Значительно расширялась сеть начальных и специальных музыкальных школ, училищ и высших учебных заведений. Наиболее интенсивно развивается симфоническая музыка (И. Акбаров, Г. Мушель, Р. Хамраев, Ф. Янов-Яновский, С. Джалил, М. Таджиев, М. Махмудов). Композиторы обращаются к произведениям мировой классики (Гарсиа Лорка, Шекспир).

В 1962 г. в Самарканде открылся второй в Узбекистане оперный театр. Большая часть опер этих лет написана на историческую и современную темы (С. Бабаев "Хамза", И. Хамраев "Ойжамол". Созданы детские оперы - С. Бабаев "Ёрилтош" - "Расколись, камень"; С, Варелас "Волшебная лампа Аладдина"),

Появляются балеты разнообразной тематики (Т. Мушель "Кашмир афсонаси" - "Кашмирская легенда", М. Ашрафи "Севги тумори" - "Амулет любви"). Наиболее значительным был балет "Тановар" А. Козловского (1971).

В 60-70-е годы значительное развитие получила кино- и театральная музыка. Музыкальные передачи Узбекского радио и телевидения обогатились творческими концертами ансамблей макомистов, оркестра узбекских народных инструментов, хоровых капелл, камерных и эстрадно-симфонических оркестров, песенное творчество - эстрадными песнями.

В последние десятилетия 20 в. музыкальная культура Узбекистана продолжала самобытные народно-национальные традиции, различные современные социально-художественные явления и тенденции. Здесь представлен не только богатейший музыкальный фольклор, традиционное классическое национальное музыкальное наследие и творчество бастакоров, но и современная композиторская музыка во всем разнообразии форм, жанров, стилевых и исполнительских особенностей.

С обретением Узбекистаном независимости усилилось внимание к вопросам духовности и просветительства, более полного удовлетворения художественно-эстетических запросов общества, и, как следствие, к возрождению исконно национальных традиций. Особенно ярко это проявляется в ежегодных всенародных праздничных торжествах, посвященных Дню Независимости республики, древнему весеннему народному празднику "Навруз", празднованию знаменательных и памятных дат (юбилейные даты Амира Темура, Улугбека, Аль-Бухари, Аль-Фергани, Мангуберды, древних городов Самарканда и Бухары, 1000- летия эпоса "Алпамыш" и др.).

С 1996 г. по всей республике регулярно проводится конкурс на лучшую песню "Узбекистан - Родина моя", который с 1998 г. проходит как общенародный праздник песни и др. Заслуживают упоминания такие областные фольклорно-этнографические ансамбли, как "Бешкарсак" (Самарканд), "Бойсун" и "Шалола" (Сурхандарья), "Мохи ситора" (Бухара), "Чавки" (Андижан), "Ёр-ёр" (Наманган) и др.

Б республике уделяется большое внимание национальным музыкальным культурам других народностей, населяющих Узбекистан, а также стабильному сосуществованию и действенному функциони- рованию общечеловеческих ценностей в сфере музыкального искусства. Ярким тот' подтверждением является проведение Дней культуры и искусства государств содружества и других стран.

Особое место в музыкальной жизни региона занял международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" ("Мелодии Востока"), который с 1997 г. раз в два года проходит в г. Самарканде. В нем принимают участие исполнители и деятели музыкальной культуры из разных стран мира. Обладатели Гран-При конкурсной программы фестиваля "На лучшее исполнение национальной песни" 1977 г. Симара Иманова (Азербайджан) и 1999 г. Насиба Саттарова (Узбекистан) получили мировое признание.

Проводятся республиканские конкурсы исполнителей макомов им.Ю.Раджаби, исполнителей на фортепиано, на струнных и духовых инструментах. Учреждены также смотры-конкурсы, посвященные традиционному исполнительству "Асрлар садоси" им. А. Абдурасулова (г. Самарканд), К. Атаниязова (г. Ургенч) и М. Узакова (г. Маргилан).

Исполнительская и творческая деятельность таких выдающихся мастеров народно-профессиональной музыки, как Тургун Алиматов, Фаттоххон Мамадалиев, Орифхон Хатамов, Ганиджан Тошматов, Мухаммаджон Каримов, Кувандык Искандаров, Хасан Раджабий, Атаджан Худойцгукуров, Абдухашим Исмаилов, Улмас Расулов занимает одно из ведущих мест. Впервые за многие десятилетия не только восстанавливаются, обрабатываются известные, но и создаются новые высокохудожественные традиционные произведения. Так, например, Ф. Мамадалиевым были пополнены и обработаны циклы "Мискин", "Муноджат" и "Ушшок", восстановлены "Древний Ушшок", "Зикри Ушшок", "Умурзак Палван Ушшоги", сочинен оригинальный цикл "Савти Фаттоххон".

Реформирована структура концертных и театральных организаций. На основе Узгосфилармонии были образованы концертно-творческие объединения "Узбекнаво" и "Узбекракс", а на базе Союза театральных деятелей -творческое производственное объединение "Узбектеатр",

В 1990-е годы в республике открылись новые специальные учебные заведения искусства: Колледж эстрадно-циркового искусства, Высшая школа национального танца и хореографии, Институт национального художественного искусства и дизайна им. К. Бехзода, областные музыкальныеучилищапреобразуютсяв колледжи искусав. ВТашкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи открыт факультет эстрадной музыки, соответствующими отделениями и специальностями пополняются также средние музыкальные учебные заведения.

Продолжают творческую деятельность композиторы старшего поколения.-Среди них М. Бурханов, Б. Гиенко, И. Акбаров, С. Бабаев, С.Джалил. В частости, в 1996 г, на юбилейном вечере М. Бурханова, посвященном 80-летию композитора, в концертном зале "Туркистон" прозвучал его реквием "Абадий хотира" ("Вечная память") для чтецов, солистов, хора и симфонического оркесгра (сочинение посвящено светлой памяти жертв репрессий Ф. Ходжаева, А. Кадыри, А. Фитрата, А. Чулпана, У. Насыра, а также брата композитора Мисбаха, близких родственников Масхариддина, Мукаммила и Муаммира Бурхановых).

Творческие достижения таких известных композиторов, как М.Таджиев, Т. Курбанов, Ф. Янов-Яновский и М. Бафоев, М. Махмудов и Н. Закиров, Р. Абдуллаев и X . Рахимов, Ф. Алимов и Н. Нарходжаев в этот период особенно значимы. Из авторов более молодого поколения можно отметить результативную работу А. Мансурова и Н. Гиясова, Д.Амануллаеву и А. Икрамова, М. Атаджанова и А. Латиф-заде. В последние годы творческие достижения узбекских композиторов становятся широко известными не только в нашей республике, Центральноазиатском регионе, но и в международном плане.

Если на фестивале "Шарк тароналари" основное место принадлежит восточной традиционной музыке, то международный фестиваль современной музыки и театра "Ильхом - XX ", проходящий ежегодно с 1995 г. в г. Ташкенте, Международный фестиваль симфонической музыки (с 1998 г. в Ташкенте), посвящены непосредственно композиторскому творчеству.

Усиливается внимание композиторов и к музыкально-театральным жанрам. Например, опера-оратория И. Акбарова "Ибтидо хатоси", опера- фарс Н. Закирова "Мухторият" и балет "Манкурт", балет М. Бафоева "Мозийдан нур", музыкальные драмы Б. Лутфуллаева "Самарканд Ушшоги" и Ф. Алимова "Нодирабегим". Важно, что новый период истории характеризуется не только количеством созданных .произведений, но и существенным обновлением тематики, событий и образов, воплощенных в театральной музыке.

Характерно обращение к зарубежной классической литературе (оперная литология Н. Закирова "Гамлет" и "Макбет"), острым социальным проблемам современности (балет Н. Закирова "Трагедия Арала", музыкальная драма Б. Умеджанова "Исход"), сюжетно связанные с далекой историей (балеты М, Бафоева "Мозийдан нур" и "Бухорои тариф"), а также к образам великих исторических личностей (балет М. Бафоева "Звезда Улугбека", музыкальные драмы Ф. Алимова "Нодирабетм" и М. Атажонова "Бабур"). Только в сезоне 1998 г. осуществлены две премьеры-оперы М. Бафоева "Ахмад Фергани" (либретто Дж. Джаббарова) и оперы-оратории И. Акбарова "Ибтидо хатоси" ("Изначальная ошибка").

Активизировалось обращение молодых авторов к детской тематике. Среди них оперы А. Икрамова "Хасан - искатель счастья", "Волшебная лампа Аладдина", музыкальные сказки А. Эргашева "12 месяцев", "Солнце над мельницей", ряд сочинений А. Мансурова для театра кукол и опера- сказка "Хайвонлар султони" ("Царь зверей").

Наиболее весомые результаты достигнуты композиторами в облает симфонической музыки (И. Акбаров, М. Таджиев, Т. Курбанов, М. Махмудов, Ф. Япов-Яновский, Н. Гиясов). в творчестве М. Таджиева узбекская национальная симфония достигла не только высокого профессионализма, но и подлин"о художественной зрелости. В лучших из своих 19 симфоний он воплотил извечные философские темы Матери- Земли, Человека, Справедливости, Правды. В начале 1990-х годов создана монументальная симфоническая трилогия "Млечный путь" (15- 16-17 симфонии). А в его 19-й, "Героической" симфонии воплощены величественные созидательные преобразования первых лет независимости Узбекистана.

Особое внимание композиторы Узбекистана уделяют концертному жанру (скрипичный и виолончельный концерты И. Акбарова, 3, 4, 5 концерты для фортепиано с оркестром Р. Абдуллаева, концерты-поэмы для струпных инструментов и концертино для фортепиано с оркестром X . Рахимова, оригинальные "Маком-концерты" для фортепиано с оркестром Н. Гиясова, поэма "Дастан мьюзик" А. Эргашева и др.).

Композиторское творчество в значительной степени стимулируется исполнительскими успехами видных инструменталистов (замечательные пианисты - заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор О. Юсупова, заслуженный артист Узбекистана А. Шарипова, лауреаты Международных конкурсов Ирина и Максим Железновы, Э. Миркасымова, Н. Полатханова, Б. Хакназарова, виолончелист и дирижер А. Сапаев и др.). Среди лауреатов престижных международных конкурсов пианисты У. Палванов, С. Гафурова, М. Файзиева, Н. Алимова, юный скрипач Д. Халиков, вокалисты С, Мамадалиева и К. Борчанинов, композиторы Р. Абдуллаев и М. Махмудов, Д. Сайдаминова и Дм Янов- Яновский и др.

Свою лету в пропаганду композиторской музыки вносят ведущие исполнительские коллективы - Национальный симфонический оркестр Узбекистана, камерный оркестр народных инструментов "Согдиана", камерный оркестр "Юные дарования" Министерства по делам культуры, ансамбль "Маком" им. Юнуса Раджаби, Оркестр народных инструментов им. Д. Закирова, Хоровая капелла, камерный, эстрадный оркестры Телерадиокомпании , симфонический оркестр и хоровая капелла Музыкально-театральной студии Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи, такие популярные камерно-инструментальные коллективы, как "Солисты Узбекистана", "Туркистон" и др.

Б последние годы более популярной стала эстрадная музыка. Большое распространение в республике получила и современная "поп" музыка стран Востока и Запада. Активизировались жанровсктилевые творческие поиски узбекских музыкантов. Опираясь на народно-национальные истоки музыки, синтезируются различные (в том числе диск, хард-рок, хеви металл и др.) стилевые принципы. В конечном счете все это нацелено на расцвет подлинно национального эстрадно-музыкального искусства Узбекистана. Его представляют молодежные группы "Наво", "Тошкент", "Осмон", "Шофаиз" и другие. Проводимые республиканские, областные и городские смотры-конкурсы выявили такие новые творческие коллективы, как "Сарбон" и "Анор", "Нола" и "Карс", "Манзур" и "Болалар", "Аср" и женский вокальный квартет "Сидериз".

Удостоенные призовых мест на различных конкурсах песни АМансурова, песня-гимн, посвященная международному музыкальному фестивалю "Шарк тароналари" (муз. Д. Амануллаевой, ел. У. Азима), песни Э. Салихова, Н. Нарходжаева, А. Расулова отличаются художественными достоинствами. Песни о Родине в исполнении Г.Якубова, Юлдуз Усмановой, Сафии Сафтаровой, Р. Халикова, юного Д.Каттабекова снискали любовь и признание самой широкой слушательской аудитории.

Продолжают активную творческую деятельность Фаррух Закиров и вокально-инструментальный ансамбль "Ялла", М. Ташматов, Г. Якубов и Н. Абдуллаева. Их традиции модернизируют эстрадные певцы более молодого поколения - Ю. Усманова и К. Каюмов, К. Раззакова и Н.Хайдаров. Р. Намазов и А. Муллаханов, М. Халиков и М. Асалходжаева.

Заметны достижения и в области музыкальной науки. Были переизданы книги А. Фитрата "История узбекской классической музыки", Мулла Бекжоп Рахман угли, Мухаммад Юсуф Девонзода "История музыки Хорезма", опубликован ряд новых монографических исследований: Р. Абдуллаева "Обрядовая музыка Центральной Азии", Р. Юнусова "Макомы и мугамы", А. Назарова "Фаробий ва ибн Сино мусикий ритмика хусусида", О. Ибрагимова "Маком ва макон", Учебники и учебные пособия X. Азимова "Школа игры на фортепиано" на материале узбекской музыки, "История музыки Средней Азии и Казахстана" (коллектив авторов), а также ХЛурматова, Ж. Расултаева, Н. Шодмона, А. Адылова, О. Ибрагимова, АХамидова, Р. Касымова, И. Икрамова и др.

Ныне в республике насчитывается более 300 детских музыкальных школ и школ искусств (около 74 тыс. учащихся), Функционируют 6 средних специальных школ-интернатов и лицеев (более 3000 детей). Действуют 20 средних специальных учебных заведений (более 7300 детей).

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0