Самым ценным наследием, доставшимся
миру от Великого шелкового пути, является культурное взаимодействие. В
начале средних веков на Востоке существовало понятие о четырех царствах
мира, в которые входили основные территории и страны. Это были:
могущественный Китай, царство индийских правителей на Ганге, империи
тюрков от Тихого океана до Черного моря, монархии Персии и Византии.
Каждое из этих царств восславлялось средневековыми авторами. Почему они
восславляли не только свое царство и царя, но и других? Потому что
оценивали их с точки зрения освоения своим народом достижений чужих
культур как реальных форм всемирной культуры.
Недаром знаменитый Джалалетдин Руми
писал: «Как часто бывает, что тюрок и индиец находят общий язык,
единодушие – совсем другое дело; единодушие дороже единоязычия».
Это единодушие выражалось на
протяжении всей истории в распространении и взаимообмене товарами,
культурными образцами и эталонами в прикладном искусстве, архитектуре,
настенной живописи, музыке, танцах, зрелищных представлениях, предметах
быта, монетах, бумаге, книгах. Этому способствовал Великий шелко¬вый
путь, на одной из трасс которого стоял город Ташкент. Он связывал
многие части мира через торговлю и был ретранслятором удивительно
богатой культуры края.
Многочисленные археологические
открытия и данные источников свидетельствуют о роли Ташкента в
материальном взаимообмене и интеллектуальном взаимообогащении народов.
Археологические городища Шаштепа,
Актепа, Мингурюк, Канка и другие – около тридцати древнейших памятников
– отражают историю развития города с первых веков до н.э. и на
протяжении более двух тысяч лет. Письменные источники сохранили
древнейшие названия города и оазиса – Чач, трансформированное арабами
как Шаш и Мадинат аш-Шаш. С IX века город именовался Бинкетом,
современное название - Ташкент приводят в XI веке Махмуд Кашгарский и
Абу Райхан Беруни.
В это время Ташкент был одним из
самых крупных центров на Великом шелковом пути, поистине северными
воротами Маверауннахра. Огромное количество товаров уходило отсюда в
пограничную степь, арабский мир, Китай, Индию. Согласно источникам,
всемирную славу имели изделия металлистов и оружейников из Шаша,
керамическая посуда, шерстяные ткани и ковры. Китайские авторы сообщают
и о вывозе из Чача золота и самоцветов, особенно «голубого камня»
бирюзы, называемой китайцами «сэсэ». В хрониках указано, что копи по
его добыче находились в горах к юго-востоку от столицы. А добыча
свинцово-серебряных руд с богатейшим содержанием серебра у слияния саев
Лашкарака и Лояка была столь значительна, что этот рудник арабы
прозвали «мааден аш-Шаш», а позднее «Кухисим» («Гора серебра»), и
наложили огромный налог на рудник, который составлял 2/3 общего налога
с владений Шаша.
Слава города была распространена еще
в первых веках до нашей эры. Так, среди дарственных подношений из стран
Среднеазиатского региона к императорскому дворцу в китайских хрониках с
I века до н.э. по VII-VIII века новой эры наряду с даваньскими конями
упоминаются лекарственные растения, изделия из стекла, драгоценные
камни не только из Самарканда и Бухары, но и из Шаша. Китайцы также
очень ценили вино из Чача. В курганных захоронениях Ташкентского оазиса
археологами найдены бронзовые зеркала как местного происхождения, так и
китайского.
Есть свидетельства значительной роли
Ташкента в распространении музыкального искусства через Великий
шелковый путь. Такова находка уникального изображения лютнистки из
Канки (городище в Ташкентском оазисе) V века. В китайских источниках
танского периода имеются сведения о ташкентском танце - хутэнъу
(«западный скачущий танец»), который исполнялся мальчиками под
аккомпанемент лютен и поперечных флейт. Этот танец запечатлен на
китайском сосуде закрытой формы с желтой глазурью, датируемом 575
годом. В китайских источниках упоминается и танец девушек из Чача в
ярких халатах с серебряными поясами и выражается восхищение певицей из
Чача.
В эпоху кушан, эфталитов и Тюркского
каганата Ташкент играл немаловажную роль в установлении двусторонних
музыкальных связей между Согдом и Восточным Туркестаном, Бактрией и
Северной Индией.
Ярким свидетельством торговых
отношений, развитию которых способствовал Ташкент, являются монеты. На
городище Канка – столице Кангюя в III веке н.э. – найдены и ханьская
медная монета у-шу, более 300 монет древнегреческих и монеты
древнечачского чекана.
Ташкент был одним из основных пунктов
«урбанистического взрыва» в регионе в средние века, когда усилилась
северная ветвь Великого шелкового пути. Арабские географы IX-X веков
Кудама и Ибн Хордадбек сообщают, что из Мерва на Восток вели две
дороги: одна – к области Шаша и городам тюрок, другая – области
Тохаристана. Шаш был важным отправным и перевалочным пунктом в северной
части Великого шелкового пути. В VI – VIII веках количество городов и
поселений здесь выросло в 2,5 раза.
Средневековые арабские и персидские
источники описывают обилие городов и развитую экономику Чача. Географ X
века Истахри писал: «В Шаше и Илаке много городов с воротами, стенами,
рабадами, цитаделями, рынками и кана¬лами, протекающими через города».
Ибн Хаукаль утверждал, что «в Маверауннахре нет страны», подобной Шашу
и Илаку, «по многочисленности соборных мечетей, возделанных селений, по
обширности и обилию построек».
Нельзя не согласиться с мнением
академика Ю.Ф.Бурякова о том, что развитию урбанистического феномена
Чача и его городской культуры способствовали сырьевая база и
благоприятные климатические условия, а также торгово-экономические
связи с соседними владениями Маверауннахра и участие в транзитной
торговле, способствовавшей формированию городов как торгово-ремесленных
узлов. Транзитная караванная дорога, соединявшая Запад с Востоком,
проходила через Фергану и отдельной веткой через Ташкент.
Наивысшего расцвета эти связи
достигли в IX – XII веках н.э. Через Чач тогда пролегала основная
трасса пути в кочевые районы и Восточный Туркестан. Внутри оазиса
сложилась система из крупных городов, расположенных друг от друга в
одном дне караванного пути (Бинкет, Тункет, Харашкет, Наукет, Бенакет,
Шутуркет).
В XVI веке Ташкент все еще был
цветущим городом, несмотря на перенесенные «травмы» от междоусобных
войн, распада империи Амира Темура и Темуридов. Вот как характеризует
город знаменитый поэт Зайниддин Васифи:
О, что за царство! И лужайкам рая
Не выдержать сравненья с древним Шашем,
А тот, кто поселился здесь надолго,
Забудет навсегда о райских кущах.
Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,
Чем жизнь влачить в любом другом краю!
Везде каналы. Столько, сколько нужно
Пролилось влаги из небес на землю.
А если, ветер пыль поднимет в небо,
– Ту пыль сравню я с ароматом чудным,
Которым гурии в раю благоухают.
Той пылью лечат ангелы глаза!
Ну, а Чирчик, текущий в этом царстве, –
– Не он ли тот поток воды волшебной,
Где каждый камешек на дне похож на жемчуг,
Сияющий в сережках райских гурий?
И я готов поверить: сам Мессия,
Вдохнув ташкентский воздух, восхитится!
(Из «Оды Ташкенту», 1515 г. Перевод Б.Голендера)
Несмотря на то, что в XVI – XVII
веках Великий шелковый путь утратил свое значение из-за открытия
морских путей, город Ташкент еще несколько веков оставался центром
караванной торговли.
К XVIII веку здесь существовало
несколько десятков караван-сараев, большинство – у главного городского
базара (ныне Бешагачский), а крупнейший – в нынешнем Шайхантахурском
районе. Здесь в основном останавливались индийские торговцы. Были свои
караван-сараи и у российских купцов, один из них – на берегу реки
Салар. К середине XIX века в Ташкенте насчитывалось восемнадцать
караван-сараев и более 4500 лавок.
Из России через Оренбург, Троицк,
Семипалатинск и Петропавловск приходили караваны со сталью, железом,
сукном, сахаром, из Ташкента вывозились фрукты, зерно, хлопок, ткани,
кожа.
Во все времена, с древности и до
настоящего времени, Ташкент был и остается важным центром на
исторических путях. Вся его история свидетельствует о международном
значении не только его экономики, но и богатейшей культуры. Объявление
Ташкента в 2007 году Международной исламской организацией по вопросам
образования, науки и культуры (ISESCO) столицей исламской культуры
стало, как справедливо отметил Президент И.А.Каримов, «высоким
признанием безграничного вклада узбекского народа в развитие исламской
культуры». Роль Ташкента на Великом шелковом пути и исторична, и
современна.
Дилором Алимова,
Доктор исторических наук, профессор
«Правда Востока»