Исмаил Ал- Бухари
(810 - 870)Тогда Ислам не имел кодифицируемых законов. Обычный мусульманин в его каждодневной жизни, или мусульманский законодатель, или судья должны были руководствоваться Кораном и Сунной, которая была сущностью традиций и хадисов. Во времена Имама Аль-Бухарий там было большое количество хадисов из каждого случая жизни. Однако не все были достоверными, потому что в государстве жестокой религиозной и политической борьбы каждая сторона пыталась укрепить себя престижем пророка, добавлением к его словам. В других случаях Иранские и Центрально азиатские патриоты должны были создавать на языке пророка хвалу их родным городам. Таким образом, такой хадис как, например, распространенный, прославляющий замечательные качества Самарканда, умеренные манеры и чистую веру его резидентов. Безусловно, этот хадис был подделкой: Арабы достигли Самарканда после того, как пророк Мухаммед умер. Поддельные хадисы, прославляющие другие места, также, были многочисленны. Крайней необходимостью было, проверить хадисы. Иногда некоторые из них были отклонены из-за их содержания, но это было наиболее частым, когда последовательность пересказывания была определена. Обычно это были такие грубые последовательности: " Мне говорили так и так, перешло это от другого, кому сказали это так - сяк, и т.д., и он слышал, что пророк сказал это". Затем, после введения этого, хадис был непосредственно. Чем более уважаемый и надежный был первый рассказчик, то есть современник пророка, тем более был достоверен, найденный хадис. И наоборот, если рассказчик, считался не надежным с религиозной или моральной точки зрения, хадис был отклонен как подделка.
Проявив свойственный мухаддисам того времени критицизм, аль – Бухари проверил, как передают, 600 тысяч хадисов, которые тогда были в ходу, и, кроме того, еще 200 тысяч, которые он сам записал у своих учителей и информаторов. Из этого громадного количества преданий аль – Бухари отобрал в качестве "безупречных" лишь около 7400 хадисов. Из них он составил свод ал – Джами ас – сахих, который обычно называют кратко ас – Сахих.
Посещение главных городов мусульманского мира Мекки, Медина Басра, Куфы, Каира, Нишапура, Багдада и других, заняло 40 лет жизни имама Аль-Бухари. Когда он остался в Багдаде, где жило много богословов, он должен был подвергнуться испытанию. Богословы читали его хадисы преднамеренно в беспорядке, и он их сразу исправлял. К тому времени он знал наизусть 600 тысяч хадисов и прошел испытание. Имам Аль-Бухари посвятил всю его жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более, чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал, самые достоверные из них только 7397. Они составляли его книгу "Ас - Сахих", которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.
После 40 летнего путешествия Имам Аль-Бухари возвратился в Бухару. Тогда Бухара была одним из самых прогрессивных городов Средней Азии в отношении политики, экономики, и культуры. Во время правления Саманидов, многие дворцы, мечети, мавзолеи, медресе были построены в Бухаре. Также в Бухаре Функционировал большой книжный базар. Саманидская Бухара была известна библиотекой во дворце эмира. Только одна библиотека в Средней Азии в Ширазе могла дополнить её.
В Бухаре Имама приветствовали с радостью и осыпали деньгами. Он собрал тысячу последователей вокруг себя и от имени Аллаха, бесплатно, преподавал им хадисы. Такие известные богословы как имам Мослим, имам Термезий были его учениками. Но были некоторые люди, завидующие популярности Аль-Бухари. Они солгали об имаме правителю Бухары, Хамиду ибн Ахмаду Захрию. Эмир вызвал Аль-Бухари во дворец и приказал преподавать хадисы двум сыновьям эмира. Этот приказ разозлил Имама, и он отказался идти во дворец. Он объяснил его отказ словами: "Знания не должны идти к студентам, студенты должны идти к знаниям". Эмир отреагировал приказом для имама, покинуть город в течение 2 дней. Аль-Бухари решил идти в Самарканд, но не достиг его. На пути к нему он остался в деревне Хортанг, где жили некоторые из его родственников и последователей. Там Имам заболел и умер. Его смерть произошла в 870 г., и он был захоронен в деревне Хортанг.
В Самарканде закончил свой жизненный путь великий богослов Востока Имам Аль – Бухари. Это мыслитель средних веков написал около 400 тыс. хадисов – толкований тех или иных положений Корана, сделал большой вклад в теологию. Сейчас весь мусульманский мир живет по этим хадисам, в то время как на его родине Аль – Бухарий было отдано завету. Имя всплыло лишь тогда, когда какой - то знаменитый ливанский писатель в 1958 году, посетив СССР, сказал, что хочет побывать на могиле знаменитого богослова. Его просьба вызвала переполох у партократов. Был сделан запрос в ЦК Компартии Узбекистана, оттуда – в Академию наук. И днем, и ночью искали могилу Аль – Бухарий, пока не обнаружили под Самаркандом, возле не приметного кишлака.