Четверг, 28.03.2024, 21:26
История Хивы Хива... Известный город Хорезма — страны древней цивилизации. Среди многочисленных городов оазиса лишь Хива выдержала невзгоды природы и истории. Источник жизни — полноводная река Амударья — часто становилась причиной гибели многих поселений. Порой, меняя русла, река уходила от процветающих земель, оставляя за собой развалины городов. Но Хива продолжала жить. За свою многовековую историю город неоднократно переживал периоды подъема и упадка экономики и культуры, становился жертвой иноземных захватчиков, а жители его находились в тисках гнета правителей, феодальной отсталости и религиозного мракобесия. По
переписи 1924 года в Хиве было лишь 4029 дворов с 18145 жителями. Город
тогда состоял из 5 мелких административно - территориальных единиц, так
называемых «мечетей-каумов». Ныне население Хивы значительно
увеличилось. Однако
за последние годы появились два важных фактора, стимулирующие новый
экономический подъем города: во-первых газопровод Бухара — Урал, трасса
которого включила в сферу своего снабжения земли древнего Хорезма;
во-вторых, бурное развитие туризма в стране и во всем мире явилось
толчком к возрождению города и его памятников. Хива становится городом большого туризма. Сюда приезжают тысячи людей со всех уголков земли. Хива — город-заповедник, город-музей народного зодчества. Страницы историиИстория города теряется в глубине веков — пока время его образования точно не установлено.
Дошедшее до нас слово «Хива» известно из арабских географических трудов
Х века как название одного из населенных пунктов на караванном пути
между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние
сведения о городе неизвестны. О людях Хорезма того времени сохранились свидетельства историков «Они люди гостеприимные, любители поесть, храбрые и крепкие в бою; у них есть особенности и удивительные свойства»,— писал Макдиси. В
истории Хорезма Х век отмечен бурным экономическим подъемом страны,
ростом числа городов, развитием градостроительства и архитектуры.
Исторические хроники перечисляют незнания более 30 городов,
расположенных в нижнем бассейне Амударьи. Среди древних городов,
пожалуй, лишь Хива стойко продолжала существовать как город. Канал Хейканик существовал еще в античный период. Он известен ныне под названием Палванян (Палнан-арык). В хивинских хрониках ХIХ в. часто Хейканик упоминается искаженно как Хейваник. Хейканик — архаичное название, значение которого в народе давно забыто. Очевидно,
между названиями канала Хейканик и города Хива (Хева) существует
этимологическая связь, ибо цепочка слов Хейканик — Хейваник — Хейвак –
Хева - Хива как будто указывает единство их корней. Однако в рукописи
1831 года «Сердце редкостей» историк-летописец Худайберды Кошмухаммед
пишет, что «Хива есть имя мужчины». Большинство
селений Хорезма — города, имеющие рынки, жизненные припасы и лавки. Как
редкость бывают селения, в которых нет рынка. Все это при общей
безопасности и полной безмятежности...
Несомненно, город Хива был в числе процветающих городов, о которых так
восхищенно отозвался арабский путешественник, ученый Якут Хамави. Именно
поэтому в современной Хиве большинство памятников относятся к ХVIII—ХIХ
вв. Более ранние памятники единичны, а археология города пока не
изучена. Среди памятников ХVII в. особенно выделяются медресе Арабмухаммеда (1616 г.), мечеть и бани Анушахана (1657 г.). «В Хиве осталось населения всего в 40 семей... Внутри города заросло тамариском и колючкой, в домах обосновались хищные животные». В
1770 году правителю Мухаммед Амин инаку удается положить конец
междоусобицам и объединить земли Хорезма. С этого времени начинается
«основание новой Хивы» (академик В. В. Бартольд). Во внутреннем городе — Ичан-кале — сконцентрированы ансамбли и комплексы монументальных сооружений, в густом окружении массовой жилой застройки. Уникальным памятником города является многоколонная джума-мечеть (конец ХVIII в.). В ней сохранились деревянные колонны ранних строений (Х—XVI вв.). Каждая из этих колонн
открывает отдельные страницы истории развития архитектурной формы,
орнамента и техники резьбы. От ХIV в. сохранились мавзолей Саида
Алауддина и мечеть Багбанли. В ХVII— начале ХVIII в. было воздвигнуто
множество духовных учебных заведений: медресе Арабмухаммеда (1616 г.),
медресе Хурджум (1688 г.), медресе Шергазихана (1719—1726 гг.). Из
памятников ХIХ в. особенно интересны медресе Кутлуг-Мурад инака
(1804—1812 гг.), комплекс мавзолея Пахлавана Махмуда (1810—1835 гг.)
медресе (1834— 1935 гг.), караван-сарай и тим Аллакулихана, медресе
Мухаммад-Аминхана (1851—1855 гг.), дворцовые ансамбли Кухна-Арк (первая
половина ХIХ в.) и Ташхаули (1831—1841 гг.). Человек
огромной физической силы, непревзойденный борец, он много ездил по
странам Востока, побывал в Индии, Афганистане, Иране. История донесла
до нас сведения о подвигах Пахлавана Махмуда во славу родного края.
Согласно преданию, во время поездки в Индию Пахлаван Махмуд спас от
смерти правителя этой страны. Благодарный правитель хотел щедро
наградить спасителя, но Махмуд попросил не золота и драгоценностей, он
попросил освободить из неволи хорезмских пленников. По
мнению академика В. В. Бартольда, «этот труд по подробности изложения и
количеству фактического материала далеко оставляет за собой все
дошедшие до нас труды по истории ханств Бухарского и Кокандского». Пахлаван
Нияз Камил (1825—1899) создал хорезмскую нотную систему записи музыки.
Высокообразованный для своего времени человек, он не только сочинял и
прекрасно исполнял народные мелодии, но славился и своими поэтическими
трудами. Взгляд в будущееИзвестный арабский путешественник Ибн Батута, побывавший в Средней Азии в 30-х годах ХIV века, с восхищением писал в своих воспоминаниях о правах жителей Хорезма: "Во всем мире не довелось мне еще встретить людей более благонравных, чем хорезмийцы, более благородных, более гостеприимных по отношению к чужестранцам. Благородные качества характера, отмеченные пытливым путешественником, присущ и нынешнему поколению. Нравственно-этические и культурные традиции предков находят живительную почву в социалистической действительности. Традиционное
гостеприимство немыслимо без обильного дастархана с сочными и сладкими
плодами полей Хорезма — особенно славятся местные сорта дынь, инжира,
винограда.
Даже из отдаленных селений оазиса, как в давние времена, люди идут на
базар тут и почтенные седобородые старики, и красочно одетые женщины, и
молодые парни и девушки. базар как бы место «еженедельного» праздника,
место своеобразной выставки-продажи изделий декоративно-прикладного
искусства, домашнего обихода, изготовленных народными умельцами,
строгие узоры ковров, мелкий бисер ручной вышивки, разнообразные
тюбетейки, керамические изделия, чеканка по меди, музыкальные
инструменты... В каждом из них прослеживается преемственная связь
традиций древнего искусства Хорезма. Строительство многоквартирных жилых домов по типовым проектам стало ведущей линией архитектурного формирования последующих преобразований. Первые типовые дома сравнительно мало учитывали местные условия. Однако поиски продолжались. На северо-западной части Дишан-калы на территории 28 га заложен микрорайон, где основу составляют жилые дома с квартирами в двух уровнях и смешанной этажности, притом квартиры 3-, 4- и 5-комнатньте. При каждой квартире
дворик 35—60 кв. м, высокий айван. Архитектор А. Кабулов при
формировании объемно-пространственной композиции микрорайона, при
планировочном и функциональном решении жилых образований старался
учесть природно-климатические, историко-культурные аспекты архитектуры.
Памятниками Хивы, красотой древнего и молодого города, трудом и творчеством народа, его новыми победами будут всегда восхищаться люди. |
ПоискМеню сайта...
...Друзья сайта |