Радость веселья
Без него не проходит народное гулянье
Каждый праздник, отмечаемый на благодатной узбекской земле, сопровождается грандиозными народными гуляньями.
Эта традиция уходит своими корнями в глубокую древность, но до сих пор наш народ с удовольствием и воодушевлением празднует все значимые события вместе и сообща. Наши предки воспитывали в себе силу и ловкость, были хорошими наездниками и меткими стрелками, остроумными сказителями и выразительными танцорами. Поэтому в далеком прошлом на таких гуляньях обязательно проводились всевозможные игры, соревнования и выступления мастеров искусств.
Невероятно зрелищными были состязания наездников «Купкари», победителем которых считался джигит, отобравший у своих соперников тушу козла. Он должен был сделать на площади один круг, не упустив добычу, донести ее до финиша и бросить к ногам организаторов игры. Успех победителю приносили острый ум, потрясающая ловкость, богатырская сила и умение слиться с конем. Чемпион получал щедрые призы, а это могли быть верблюды, ковры, ценные предметы или деньги. До сих пор эта старинная национальная игра чрезвычайно популярна и любима в народе.
С давних времен национальные игры и соревнования были любимым увлечением наших предков, к ним относится и древнейший вид единоборства кураш. Без захватывающих состязаний узбекских богатырей - палванов не проходили ни один праздник или торжество. История кураша, возраст которого насчитывает около трех с половиной тысяч лет, так же длинна и богата, как история нашего народа. Узбекское слово «кураш» в переводе означает «достижение цели честным путем», и поэтому этот вид борьбы с древности имеет строгие правила. Состязания проводились под руководством судьи, сначала в поединок вступали дети, после них подростки, потом юноши, и затем на площадку выходили настоящие силачи, известные в народе. Кураш не вошел в число бесследно исчезнувших национальных обрядов, и в 1998 году в Ташкенте состоялся первый в истории международный турнир по курашу, а в 2009-м исконно узбекский национальный вид спорта включен в программу Азиатских игр по единоборствам.
Но не только ловкостью и силой мерялись наши предки во время народных гуляний и праздников. Не менее интересны и почетны были состязания бахши - народных сказителей. Странствуя по свету, останавливаясь в городах и селах, они приносили с собой песенный пересказ новостей о событиях, происходящих в мире. Бахши представлял собой одновременно драматурга, актера, композитора и певца. Он был музыкантом, поэтом, рассказчиком и хранителем народной мудрости. Его речь была наполнена красочными эпитетами, мудрыми пословицами и стихами лучших поэтов Востока.
Собравшийся на празднике народ развлекали маскаробозы и кизикчи - традиционные узбекские клоуны и комедианты. Путешествуя по степным дорогам и караванным тропам, бродячие артисты выступали в городах и кишлаках, во дворцах ханов и на праздниках для простого народа. Импровизируя по ходу представления свои сценарии, они демонстрировали свое мастерство в самых разных зрелищных жанрах. Им были подвластны песни, танцы, пародии и анекдоты. Немало зрителей собирали вокруг себя артисты бродячих цирков. Звуки живой восточной музыки зазывали людей на их выступления. Гостей развлекали одетые в красочные костюмы канатоходцы, бесстрашные воздушные гимнасты, ловкие жонглеры, гибкие акробаты. Дрессировщики и силачи изумляли собравшуюся публику диковинными номерами. По сей день выступления традиционных узбекских циркачей вызывают большой интерес у зрителей и подкупают своей самобытностью.