Мой Узбекистан

Четверг, 28.03.2024, 23:20

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Алишер Навои | Регистрация | Вход

Алишер Навои

1441—1501

Как солнце сиял над Отчизною он,
Сердца пробуждая для жизни.
Жестокою ссылкою он покорен.
Был знаменем чести в отчизне, —

сказал об Алишере Навои — великом поэте, гуманисте XV столетия — известный художник слова XX века Хамид Алимджан. И в этих его словах спрессованы и великие подвиги Навои, и трагизм судьбы бессмертного мыслителя Востока, талант кото­рого грандиозен и разносторонен.

Алишер Навои (Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер) родился 9 февраля 1441 в Герате (современный Афганистан) в семье тимуридского чиновника, дом которого был центром общения поэтов и людей искусства. В 15 лет писал стихи на фарси и среднеазиатском языке тюрки. Учился в медресе Герата, Мешхеда и Самарканда. В Герате получил Навои светское образование. В годы учебы Алишер Навои упорно изучает историю, берет уроки музыки, занимается каллиграфией, литературой, осваивает язы­ки фарси и староузбекский, которому отдает предпочтение и за богатство и чистоту которого всю жизнь борется с его против­никами. На этих языках пробует писать стихи. Поэтические произведения, написанные на узбекском языке, Алишер подпи­сывает "Навои", т. е. "Мелодичный", а под стихами, созданными на фарси, ставит подпись "Фани", т. е. "Бренный" или "Смерт­ный". В этих псевдонимах четко проглядывает отношение по­эта к данным языкам. Навои не выступал вообще про­тив фарси и никогда не умалял его ценности и значения. Он просто добивался того, чтобы староузбекский, т. е. родной на­родный язык, обрел статус государственного, чтобы и поэзия создавалась на родном языке.

В 1469 становится хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Как правитель оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

Навои был известен своими широкими взглядами как гуманный, справедливый правитель, выступавший против злоупотреблений вельмож. Но его позиция вызывала недовольство при дворе, и в качестве правителя его выслали в отдаленную провинцию Астрабад. Отчаявшись в своих надеждах на переустройство раздираемой междоусобицами стране, Навои в 1488 оставляет службу, возвращается в Герат и посвящает себя науке и литературе.

Наследие Навои – это около 30 поэтических сборников, крупные поэмы, проза, научные трактаты. Он писал на фарси (сборник Диван Фани), но в основном на тюрки – средневековом варианте узбекского, хотя многие тогда считали этот язык слишком грубым для поэзии.

Вершина творчества Навои – Пятерица – пять поэм – ответ (назира) на Пятерицы Низами Гянджеви и персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви: Смятение праведных (1483), Лейла и Меджнун (1484), Фархад и Ширин (1484), Семь планет (1484), Искандарова стена (1485).

Смятение праведных – поэма философско-публицистического характера из 64 глав, освещала наиболее существенные вопросы действительности того времени. В ней обличались феодальные междоусобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество шейхов и законоведов. Поэма отражала мировоззрение Навои, его этические и эстетические взгляды. Во вступлении к поэме Навои восхваляет своих предшествен­ников, создавших аналогичные циклы поэм, — Низами, Эмира Хосрова и Джами, рассуждает о величии слова, излагает основ­ные положения суфизма — мистического религиозного учения о мире как о высшей божественной сущности.

Основная часть поэмы — это беседы-притчи, в которых под­нимаются различные вопросы веры, осуждаются несправед­ливость и жестокость, корыстолюбие и тщеславие .

В поэме отражены такие высокие нравственные идеалы Навои, как великодушие, справедливость, доброта, щедрость души, порядочность, искренность. Автор прославляет добро и изобличает зло. Доброе начало Навои видит в справедливости, прежде всего — в справедливо­сти правителя, в его верности закону. Тирания, деспотизм, наси­лие, лицемерие -величайшее бедствие и недопустимое зло. В главе "О властителях" он порицает правителей, угнетающих народ, гневно разоблачает лицемерных ханжей, нечестных лю­дей из мусульманского духовенства. С большой симпатией пи­шет Навои об истинных творцах науки, осуждает проходимцев и шарлатанов от науки ради своих корыстных целей. Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости как залога процветания страны и народа.

Последние две главы носят традиционно "обязательный" характер. Они посвящены описанию достоинств здравствую­щего правителя и его наследника, а также прославление Хора­сана и его столицы Герата. Свои идеалы Навои излагает в виде советов наследнику престола.

Лейли и Меджнун – поэтическое изложение известного древнеарабского предания о трагической любви пастуха Кайса к красавице Лейли из соседнего кочевого племени, о его безумии и смерти из-за разлуки с любимой. Поэма продик­тована жизненными потребностями той эпохи. Она направлена против диких традиций и законов своего времени, в защиту человеческих прав, свободы личности, взаимной любви и взаи­моуважения. Сына вождя небольшого арабского племени Кайса отдают в школу, где учится девочка по имени Лейли, дочь школьного учи­теля. Кайс и Лейли полюбили друг друга. Страстная любовь пылкого и впечатлительного юноши приводит в ярость отца Лейли, который считает, что поведение Кайса позорит его дочь. Кайса нарекают именем "Меджнун" ("одержимый джинами"). Богатый и знатный араб Бахт-Ибн-Снлам получил согласие отца Лейли на брак, вопреки воле девушки. Свадьбу, однако, отложили из-за болезни Лейли, тоскующей по возлюбленному. Меджнун, покинув свои края, живет в пустыне, среди диких зверей, и слагает страстные газели в честь Лейли. Там он встре­чается с охотящимся за дикими зверями Науфалем — вождем могущественного арабского племени, который предлагает Меджнуну приют и защиту. Попытка Науфаля договориться с от­цом Лейли оканчивается неудачей. Родители Меджнуна требуют, чтобы он женился на дочери Науфаля. Меджнун подчиняется требованиям родителей, хотя по-прежнему любит Лейли. Только смерть влюбленных поло­жила конец их мучениям. Светлому чувству двух влюбленных противостоит зло племенных распрей, социального неравенства, слепого подчинения традиции. Прекрасны главные герои по­эмы — одержимый страстью, чистый в своих порывах поэт Меджнун и его возлюбленная Лейли, нежная и вместе с тем мужественная в борьбе за свое счастье. Поэма "Лейли и Меджнун" — глубоко художественный и сильный протест против племенных междоусобиц и взгляда на женщину как на бесправное существо. Эмоциональная напряженность и сила художественного воздействия поэмы сделали ее одним из наиболее известных и любимых произведений восточной литературы во всем мире. По-видимому, неслучайно похожие сюжеты о влюбленных – Лейли и Меджнуне, Ромео и Джульетте, Данте и Беатриче – появлялись приблизительно в одно время как на Востоке, так и в Европе. Они воспевали высшую степень силы личного чувства, раскрывшегося в любви, – излюбленную тему эпохи Возрождения.

Фархад и Ширин – героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к красавице Ширин, на которую претендовал иранский шах Хосров. Центральный герой поэмы — Фархад — трудолюбив, муже­ствен и самоотвержен. Фархад, сын китайского властителя, томится в скучной обстановке царского дворца, тоскует по де­ятельной жизни. Любовь и стремление к труду зарождаются у Фархада во время наблюдения за работой мастеров-ремеслен­ников. С большим искусством Навои описывает дворцы, построен­ные для Фархада, их изумительную отделку, великолепное мас­терство строителей. Это описание чудес строительного искус­ства призвано показать ту обстановку, в которой рос Фархад, ставший впоследствии умелым строителем, замечательным мас­тером-созидателем. Другой линией поэмы является любовь Фархада к Ширин. Воодушевленный большим и светлым чувством к прекрасной Ширин, Фархад совершает героические подвиги во имя соедине­ния со своей возлюбленной. На его пути стоят силы зла; они воз­двигают бесчисленные препятствия, но не могут сломить волю Фархада. Сложнейшие сюжетные коллизии поэмы подчинены глав­ной цели — изображению двух могущественных сил, олицетво­ряющих все светлое на земле: любовь и труд, страстные и воз­вышенные чувства, творческие дерзания человека. В этой по­эме воплощены идеи дружбы между народами через дружбу великолепного художника и путешественника Шапура с Фархадом, отражена и идея братства людей различных националь­ностей.

Семь планет – семь сказочных новелл, содержащих критические иносказательные намеки на правителей и их придворных. Высокие гуманистические идеи верности и добра пронизывают поэму Это страстное и яркое повествование о любви иранского шаха Бахрама и Диларам, в которое вплетены семь вставных рассказов. Злоб­ный Бахрам стремится подчинить Диларам своему произволу, но встречает неожиданный отпор со стороны гордой красави­цы и за это бросает ее, связанную, в пустыне, но вскоре раскаи­вается в своей жестокости и приказывает разыскать Диларам. Поиски напрасны, и Бахрам от отчаяния впадает в глубокую депрессию. Для развлечения больного шаха строят семь двор­цов семи цветов, соответствующих аллегорическим цветам семи планет. Отсюда и название поэмы. По вечерам к шаху приво­дят случайных странников, и они в течение семи дней расска­зывают Бахраму увлекательные легенды. Эти искусно встав­ленные в повествование сказания отличаются большим мас­терством и занимают в поэме Навои главное место, поскольку в них отражены мысли автора о нравственных нормах и про­славляются высокие моральные качества человека.

Финал поэмы символичен: как возмездие, гибель Бахрама в трясине по время охоты.

Искандарова стена (Вал Искандера) – фантастическое, идеализированное жизнеописание вели­кого полководца древности Александра Македонского (Искан­дера). Искандер в поэме показан как просвещенный, справедливый государь. В завоеванных им странах кончается беззаконие и устанавли­вается справедливость. Для ограждения своих владений от ди­ких племен он строит неприступную стену, закрывающую в ущелье проход, по которому в его владения проникали враги. Эта стена и есть "вал Искандера" — символ мира и спокой­ствия.

В образе Искандера отображена мечта Навои о справедли­вом правителе.

Еще одно крупное поэтическое произведение Навои – свод из 4-х поэтических сборников-диванов под общим названием Сокровищница мыслей (1498–1499), куда входили Диковины детства, Редкости юности, Диковины средних лет, Назидания старости. Это собрание лирических стихов разных жанров, в том числе более 2600 газелей, искусным мастером которых был Навои.

Другие произведения поэта: Пятерица смятенных (1492), посвященная Джами; Собрание утонченных (1491–1492) – краткие характеристики писателей эпохи Навои. О стихосложении и теории литературы повествует трактат Весы размеров. В трактате Спор двух языков (1499) Навои обосновывает культурное и художественное значение языка тюрки, считавшегося его современниками непригодным для изящной словесности. Его произведения и литературоведческие работы способствовали развитию тюркоязычных литератур – не только узбекской, но и уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой и др.

Исторические труды Навои История иранских царей и История пророков и мудрецов содержат сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. В последние годы жизни Навои были написаны поэма Язык птиц (1499) и философско-дидактическое сочинение Возлюбленный сердец (1500) – размышление о наилучшем общественном устройстве. Мировоззрению Навои были присущи оптимизм и жизнеутверждающая сила, хоть оно и не было лишено социальных иллюзий и противоречий.

Алишер Навои умер в Герате 3 января 1501.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0