БАХШИ́, народные сказители, музыканты, певцы, поэты в Туркмении,
Узбекистане, Каракалпакии (бахсы). Создатели и хранители произведений
народного эпоса — дастанов. Аккомпанируют себе преимущественно на дутаре
Поэты-бахши – всегда в почете
УзА, Х.Маматрайимов
В годы независимости усилилось внимание вопросам возрождения
национальных ценностей, сохранения образцов устного народного творчества, в
частности развития искусства бахши. В нашей стране широко праздновалось
1000-летие дастана «Алпомиш». Согласно Указу Президента Ислама Каримова в 2000
году было учреждено почетное звание «Народный бахши Республики Узбекистан».
На сегодняшний день в Сурханском оазисе живут и занимаются творчеством десятки любимых народом бахши. В годы независимости Шоберди бахши Болтаев из Байсуна, Абдуназар бахши Поенов из Кизирика, Боборайим бахши Маматмуродов из Денау были удостоены звания «Народный бахши Республики Узбекистан». В прошедшем году молодой бахши из Музрабада Илхом Норов стал обладателем премии «Нихол».
– Когда я работал в районном предприятии по ремонту сельскохозяйственных технических средств, мой учитель Хушбок бахши Мардонакулов дал мне в руки домбру и стал учить меня играть, я также учил наизусть отрывки из терма и дастанов, – рассказывает Абдуназар бахши Поенов. – Затем я начал исполнять народные дастаны. После обретения независимости творчество бахши стало высоко цениться.
В настоящее время Абдуназар бахши Поенов работает в Кизирикском районном доме культуры. Он может исполнить наизусть более тридцати народных дастанов. Бахши занял почетное второе место в прошедшем в 1994 году в Кыргызстане международном фестивале поэтов-бахши, посвященном 1000-летию эпоса «Манас». В 2000 году принял участие в организованном в Турции международном фестивале поэтов-бахши и завоевал признание поклонников искусства. Широко представлял свое творчество в таких странах, как Франция, Бельгия и Швейцария. Сегодня по стопам своего учителя -Абдуназара бахши следуют его талантливые ученики – Гулбой Мирзаев, Мухаммади Эшбоев, Шерали Хазраткулов, Илхом Норов.
В деле воспитания молодого поколения в духе любви к Родине, преданности народу велика роль устного народного творчества. В настоящее время наши поэты-бахши активно готовятся к приближающимся торжествам в честь Навруза, а также республиканскому смотру-конкурсу.
На сегодняшний день в Сурханском оазисе живут и занимаются творчеством десятки любимых народом бахши. В годы независимости Шоберди бахши Болтаев из Байсуна, Абдуназар бахши Поенов из Кизирика, Боборайим бахши Маматмуродов из Денау были удостоены звания «Народный бахши Республики Узбекистан». В прошедшем году молодой бахши из Музрабада Илхом Норов стал обладателем премии «Нихол».
– Когда я работал в районном предприятии по ремонту сельскохозяйственных технических средств, мой учитель Хушбок бахши Мардонакулов дал мне в руки домбру и стал учить меня играть, я также учил наизусть отрывки из терма и дастанов, – рассказывает Абдуназар бахши Поенов. – Затем я начал исполнять народные дастаны. После обретения независимости творчество бахши стало высоко цениться.
В настоящее время Абдуназар бахши Поенов работает в Кизирикском районном доме культуры. Он может исполнить наизусть более тридцати народных дастанов. Бахши занял почетное второе место в прошедшем в 1994 году в Кыргызстане международном фестивале поэтов-бахши, посвященном 1000-летию эпоса «Манас». В 2000 году принял участие в организованном в Турции международном фестивале поэтов-бахши и завоевал признание поклонников искусства. Широко представлял свое творчество в таких странах, как Франция, Бельгия и Швейцария. Сегодня по стопам своего учителя -Абдуназара бахши следуют его талантливые ученики – Гулбой Мирзаев, Мухаммади Эшбоев, Шерали Хазраткулов, Илхом Норов.
В деле воспитания молодого поколения в духе любви к Родине, преданности народу велика роль устного народного творчества. В настоящее время наши поэты-бахши активно готовятся к приближающимся торжествам в честь Навруза, а также республиканскому смотру-конкурсу.
Когда его слушать прилетал соловей,
сказитель удостаивался всеобщего признания
Нигора Абдукаюмова
Издревле
музыка для узбекского народа – это жизнь в звуках, она является важной частью
культуры наших людей. Ведущее положение в музыкальном наследии узбеков занимает
вокально-инструментальное искусство, связанное с творчеством народных
сказителей и музыкантов бахши.
В одном лице они представляли
собой поэта и актера, музыканта и певца. Развлекая людей, бахши исполняли роль
настоящих просветителей и хранителей народной мудрости, их речь, наполненная
афоризмами, пословицами и стихами, обогащала язык слушателей. Недаром слово
«бахши» переводится как «учитель». В народных преданиях говорилось, что бахши –
это особые люди, которым ниспослан великий дар, выделяющий их среди остальных.
Сказители были виртуозными музыкантами на домбре или дутаре, древних струнных
инструментах Востока, аккомпанемент которых всегда сопровождал выступления
бахши. В то же время они декламировали стихи, сочиняли повести, редактировали
тексты, подбирали к ним музыку. Каждый исполнитель имел свой особенный стиль,
его оригинальность и самобытность свидетельствовали об уровне мастерства и
опыта. Благодаря искусству бахши до нас сквозь столетия дошли бережно
сохраненные народные дастаны – один из самых ценных и любимых жанров узбекского
фольклора. Назвать точную дату зарождения искусства сказительства очень трудно,
но известно, что уже тысячу лет назад сурхандарьинские бахши пели дастаны о
подвигах легендарного богатыря Алпомыша. Археологами были найдены терракотовые
статуэтки музыкантов, датируемые первыми веками нашей эры, среди которых есть
фигурка странствующего бахши. Свои сведения о древних певцах оставил и знаменитый
венецианский путешественник Марко Поло, в XIII веке писавший, что бахши
«устраивали великий пир с великим пением».
Сказитель странствовал по
людным дорогам или караванным тропам, по городам и селам. Одинокий путник,
укрывшись от палящего солнца или пронизывающего ветра, с неизменным атрибутом –
своим музыкальным инструментом, останавливался в селениях, собирал вокруг народ
и делился тем, что узнал, увидел. Свой песенный пересказ о последних событиях и
исторических явлениях, сказания о подвигах героев и легенды о большой любви
бахши украшал яркими эпитетами, мудрыми поговорками и классическими стихами
известных поэтов Востока. В народе певцы пользовались почетом и большим
уважением к знаниям, образованности и таланту. О приезде бахши люди узнавали заранее
и тщательно готовились к встрече. Они благоустраивали место для торжества,
готовили богатое угощение. На большой площадке расстилался ковер для почетного
гостя, разводили костер, вокруг которого усаживались все жители селения. Бахши
начинал выступление в пять-шесть часов вечера, и оно длилось до самого утра, и
никто не уходил, пока не смолкала музыка. Под нежные звуки домбры голос певца
ведет правдивый и взволнованный рассказ. Лишь изредка музыкант делает короткий
перерыв, во время которого пьет чай и ведет неторопливую беседу с людьми,
отвечая на их вопросы и делясь житейской мудростью. С глубочайшим вниманием, с
чувством благоговения и восхищения, в абсолютной тишине люди ловили каждое
слово бахши. В народе говорили, что сказитель удостаивался всеобщего признания
и уважения с той ночи, когда его слушать прилетал соловей.
Такую покоряющую силу воздействия искусство бахши не утратило и по сей день. Дастаны, дошедшие до нас в их исполнении, и сегодня создают радость в душе, являясь одним из самых ценных достояний узбекского народа. В республике исторически сложилось несколько школ исполнителей эпосов. В Кашкадарье и Сурхандарье дастаны поют в гортанной манере под аккомпанемент домбры, в Хорезмской области бахши выступают в сопровождении дутара, в Каракалпакстане сказители играют на кобузе – двухструнном музыкальном инструменте. До сих пор в Узбекистане существуют знаменитые местности, земля которых взрастила целую плеяду талантливых и известных бахши. Современные народные исполнители бережно передают из уст в уста наследие своих талантливых предков, внося в них новую творческую струю. Многовековое искусство приравнивается к национальным ценностям, и свидетельством тому служит учреждение Президентом республики почетного звания «Народный бахши», которого с 2000 года удостаиваются любимые народом исполнители. Древняя земля Узбекистана по-прежнему богата традициями прошлого и полна новыми мелодиями, она славится современными талантливыми певцами и старинной музыкой, которая доносится до нас из глубины веков.
Такую покоряющую силу воздействия искусство бахши не утратило и по сей день. Дастаны, дошедшие до нас в их исполнении, и сегодня создают радость в душе, являясь одним из самых ценных достояний узбекского народа. В республике исторически сложилось несколько школ исполнителей эпосов. В Кашкадарье и Сурхандарье дастаны поют в гортанной манере под аккомпанемент домбры, в Хорезмской области бахши выступают в сопровождении дутара, в Каракалпакстане сказители играют на кобузе – двухструнном музыкальном инструменте. До сих пор в Узбекистане существуют знаменитые местности, земля которых взрастила целую плеяду талантливых и известных бахши. Современные народные исполнители бережно передают из уст в уста наследие своих талантливых предков, внося в них новую творческую струю. Многовековое искусство приравнивается к национальным ценностям, и свидетельством тому служит учреждение Президентом республики почетного звания «Народный бахши», которого с 2000 года удостаиваются любимые народом исполнители. Древняя земля Узбекистана по-прежнему богата традициями прошлого и полна новыми мелодиями, она славится современными талантливыми певцами и старинной музыкой, которая доносится до нас из глубины веков.