
С копировано с Официального Web-сайта Ташкентской и Среднеазиатской Епархии Русской Православной Церкви Московской Патриархии
http://www.pravoslavie.uz/



![]() |
АПОСТОЛЬСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ |
![]() |

Как известно, самый дальний из апостольских жребиев, определивших пути двенадцати учеников Спасителя, выпал святому Фоме Близнецу. Дух Божий указал ему для проповеди "страны Индийские", а таким понятием древние писатели, имевшие об Азии туманное представление, обозначали не одну Индию, а все государства Востока за пределами Римской империи.
Святой Фома благовествовал не только "брахманам", то есть собственно индусам, но и "бактрам, гирканам, парфянам" - предкам современных народов Центральной Азии. Истинность этого предания засвидетельствована христианами Индии, до новейших времен сохранившими за своими общинами название "христиан Апостола Фомы".

"Именем моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками... возложат руки на больных, и будут здоровы" (Мк. 16, 17-18).


![]() |
АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ |
![]() |
Предание сообщает, что Центральную Азию посетил также
другой
Апостол Христов, святой Андрей Первозванный.
Явившись ему в городе Ефесе, Сам Христос Господь
предрек:
"Не бойся, Я с тобою странствую. Еще и страны Скифские
тебя
ожидают".
Поскольку в древнейшем известии о путешествиях святого
Апостола Андрея сказано, что он проповедовал "в
Скифии,
Согдиане и у Саков", очевидно, речь шла о Великой
Скифии,
включавшей в себя Центральноазиатскую Великую Степь,
народы
которой античные географы именовали саками.
![]() |
МОЩИ ПРОРОКА ДАНИИЛА ПОД САМАРКАНДОМ |
![]() |
Под Самаркандом хранится рука пророка Даниила
(мусульмане
называют его Данияром), перенесенная Амиром Темуром из
Мессопотамии в XIV: эту святыню почитают как
православные
христиане, так и мусульмане.


![]() |
МОГИЛА И ИЗВЕДЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЧИСТОЙ ВОДЫ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ПАТРИАРХА ИОВА |
![]() |

Земля Центральной Азии помнит примеры и
древнейшей,
ветхозаветной, праведности.
Здесь, в Хорезме, четыре тысячи лет тому назад
протекало житие святого Патриарха Иова
(мусульмане
называют его Айюб), здесь он просиял подвигом
несравненного мужества и верности Господу в
любых
испытаниях.
Еще во времена первого Вавилонского плена иудеи
приходили на поклон к находившейся в древнем
Гургандже
(Ургенче) могиле праведного Иова, потом они
оседали там
и составили многочисленную общину. Впоследствии к
этой
святыне началось паломничество христиан, а затем
и
мусульман: об этом сообщает латинский
монах-миссионер
Паскаль, побывавший в Хорезме в 1335 году.
Согласно местному преданию, Бог по просьбам
Патриарха
Иова изводил из земли источники чистой воды,
возвращавшие здоровье больным.
И в наше время на землях современного
Узбекистана и
Киргизстана почитаются несколько таких "родников
Иова"
("Чашма Айюб"); самый известный из этих
источников
находится в Бухаре.

Как мы уже говорили, - через Хорезм должны были пролегать пути и Апостола Фомы, и Апостола Андрея: так память о ветхозаветной праведности встретилась со спасительной вестью Нового Завета.
В епархии имеется ряд местночтимых святынь. В
Свято-Троицком
соборе кыргызстанского города Кара-Кол хранится
Тихвинский
образ Богородицы: эта икона из Иссык-Кульского
Свято-Троицкого
монастыря, которую в годы гонений в упор расстреливали
богоборцы, но их пули не могли пробить доску святого
образа.
Этой иконе в 1997 году исполнилось сто лет. Казанская
икона
Божией Матери из той же обители находится в храме
города Тюп в
Кыргызстане.
В Свято-Успенском соборе города Ташкента имеется
копия
Иверской иконы Божией Матери, написанной на Святой
горе Афон и
доставленной в епархию архиепископом Димитрием
(Абашидзе) в
начале XIX века.
Верующие Ташкента и Самарканда совершают панихиды на
могилах
старцев-подвижников, архимандритов Бориса (Холчева) и
Серафима
(Суторихина); на могилу отца Серафима приходят и
мусульмане,
помнящие его праведную жизнь.
Почитаются могилы митрополита Арсения (Стадницкого) и
обнаруженное лишь в 1994 году место погребения
последней
игуменьи Ташкентской Свято-Никольской женской обители,
матери
Лидии (Нагорновой).
![]() |
При подготовке
материала митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира "По следам апостола Фомы" в двух томах. |
|