Архитектура
Узбекистан- страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные
образцы архитектуры.
В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара,
Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати,
рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени
садов. Пример оригинальной загородной усадьбы 9-10вв. Кырк-Кыз в
Термезе. Пример оригинальной загородной усадьбы 9-10 вв. Кырк-Кыз в Термезе. До наших дней сохранился мавзолей Саманидов в Бухаре, памятник
монументальной архитектуры, который воплотил в себе лучшие достижения
архитектурного творчества раннего средневековья.
В 11-12 вв, происходит бурный рост Самарканда. Велось интенсивное строительство жилых домов, гражданских и культовых сооружений. Рост городов, увеличение городского населения, расширение внутренней и международной торговли вызвали строительство многочисленных караван-сараев вдоль караванных дорог. Рядом с современным городом Навои сохранился караван-сарай Рабат-и-Малик. Это было крупное сооружение подобного типа - постоялый двор, который мог принять и накормить одновременно несколько караванов.
Среди культовых сооружений многочисленные мечети: главная соборная городская (джума-мечеть), загородная (намазгох) и внутриквартальная (гузарная), медресе и мавзолеи. Простота архитектурного замысла и величие его воплощения отличает мавзолей Хакима ат-Термези. Для многих мавзолеев характерен геометрический узор, который отличается большим разнообразием и богатством, применялись фигурные кирпичные кладки, терракотовые плиты с богатой орнаментальной резьбой и др.
Почти столетие, начиная с 13 в,, Средняя Азия претерпевала завоевание ордами Чингисхана. Лишь в первой половине 14 в. началось постепенное возрождение разрушенных городов и селений, что способствовало подъему архитектурно-строительной деятельности.
Архитектура темуридского города - зримое воплощение его общественного бытия: крепостные твердыни - это выражение государственной мощи, дворцы - блеска власть имущих, культовые здания ислама - торжества мусульманской идеологии, рыночные строения - роль ремесла и торговли, а густая жилищно-бытовая застройка кварталов - это плоть и кровь самой жизни сложного городского организма.
Расцвет градостроительной культуры Средней Азии продолжался на протяжении всего 15 в., особенно в период правления внука Амира Темура - знаменитого Улугбека. Среди наиболее значительных зданий – фамильная усыпальница Темуридов Дорус – Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мечеть Биби Ханым, Гур Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды, медресе Улугбека в Самарканде. В эпоху Темуридов развитие получило садово-парковое искусство, в котором органически сочетались зеленые насаждения, вода и архитектура.
В 16-18 вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах – Бухаре, Самарканде, Кармане, Ташкенте и др. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и т.д. Мировую известность получили хорошо сохранившиеся ансамбли среднеазиатского зодчества 16-17вв.: Регистан в Самарканде, ансамбль площади Калян с минаретом Калян и Ляби Хауз, медресе Улугбека и Абдулазизхана в Бухаре и др.
В середине 18 в. городом- заповедником, где сосредоточились архитектурные достопримечательности этого периода, стала Хива. Среди архитектурных памятников выделяются дворец Ташхаули (1830-38гг.), медресе Мухаммада Аминхана (1851-55г.), минарет Кальтаминор (1855г.).
Интересна архитектура узбекского народного жилища 19-нач.20вв. В ней воплотился многовековой опыт народа, выработанный в сложных природно-климатических условиях и отражающий локальные особенности отдельных районов и городов республики. Так, бухарский жилой дом, расположенный в скученных, лишенных зелени центральных районах города, имеет замкнутый характер, изолирован от уличного шума и пыли. Его жилые комнаты располагаются вокруг замощенного дворика, в котором возникает свой микроклимат и даже в жару прохладно.
Созданию благоприятного микроклимата в хивинском доме способствует устройство повышенной террасы, открытой ветру. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, росписи потолков и др. Интерьер народного жилища Узбекистана очень прост, но все в нем рационально и самобытно. Народные мастера из поколения в поколение бережно передавали свои знания и опыт.
Во второй половине 19в. в зодчество Узбекистана стали внедряться принципы европейского регулярного градостроительства. Появились новые типы зданий – банки, школы, гимназии и т.п. Строили в основном из обожженного кирпича с толстыми стенами и контрофорсами, что придавало устойчивость при землетрясении. Архитектура в большинстве случаев была эклектичной. В современном Узбекистане сохранились памятники материальной культуры более 40 столетий. Сформирована своя реставрационная школа, сложились определенные принципы и традиции, приемы консервации, инженерного укрепления реставрации памятников и благоустройства прилегающей к ним территории.
Современные принципы градостроительства – строительство жилых образований крупными массивами, комплексно, со всеми видами обслуживания населения, повышения этажности ит.д., получили наиболее полное отражение в новых городах – Алмалыке, Ангрене, Заравшане и особенно Навои.
Значительно реконструированы исторические города – Самарканд, Бухара, Хива. Всемирно известные неповторимые памятники зодчества этих древних городов. Активизировалось развитие центра Ташкента. Неузнаваема стала столица Узбекистана. Главная площадь столицы Мустакиллик, построенная по образцу многих современных площадей, предназначалась для редких и грандиозных парадов. Сейчас на ней установлены транспортабельные сборные металлические башни с куполами, мобильный амфитеатр и набранная из электрических лампочек панорама Узбекистана. Здесь в последнюю ночь лета празднуется День независимости республики, торжественные даты, проводятся различные мероприятия.
В республике широко отмечается праздник. Для этого между Дворцом Дружбы Народов и озером на Бешагаче разбит Национальный парк Узбекистана им. Алишера Навои. На этой оси последовательно размещены большой круглый водоем с фонтаном; амфитеатр и сцена с угловыми башнями с куполами; мост через канал; а на холме - павильон с куполом и скульптурой Навои. По обе стороны центрального амфитеатра расположены ресторан "Навруз" (1995 г., Р. Якубов, Б. Островерхое, Н. Батарин) и здание Олий Мажлиса (1997 г., В. Акопджанян). Такая четырехчленность плана, называемая, является традиционной в национальном садово- парковом искусстве.
Ксеверу от площади Мустакиллик, у канала Анхор сооружено здание киноконцертного зала. Членения плоскости главного фасада отдаленно напоминают сталактиты монументальных порталов мечетей и медресе. Интерьеры здания декорированы мастерами резьбы по ганчу, росписи, керамики. Перед фасадом установлена скульптура, изображающая легендарную птицу счастья - хумо (худ. Баходыр Джалалов).
Республика чтит своего великого предка - Амира Темура, в эпоху которого все виды искусства, и прежде всего архитектура, получили широкое развитие. В Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе открыты памятники Амиру Темуру, впервые трактующие его скульптурный образ. Памятник в Ташкенте установлен в сквере, носящим имя Амира Темура (скульп. И. Джаббарое, арх. Ф. Ашрафи, Б. Усманов). На постаменте слова Амира Темура: "Сила - в справедливости".
Одним из идеологически значимых общественных зданий стал Музей Темуридов (1995 г., арх. А. Турдиев), построенный на северо-западе сквера Амира Темура. Б архитектуре музея развита тема купола Гур Эмира. Пропорции купола и 20-колонного айвана, обрамляющего здание, вытянуты по горизонтали. Высота купола - 30 м, диаметр - 24 х 2 м; в подкупольном пространстве интерьера- гигантская люстра. Свод купола в интерьере выполнен в резьбе по ганчу в технике "кундаль". На голубом фоне сусальным золотом выделены акценты, что продолжает традиции медресе Тилля Кари в Самарканде. В экспозиционном зале главным акцентом интерьера служит живописный триптих об Амире Темуре. Музей Темуридов по своей архитектуре, отделке интерьеров близок к народной национальной архитектуре. Новые здания хокимиата Ташкента (1996 г., арх. Ф. Турсунов), Олий Мажлиса Республики Узбекистан - примеры классического стиля архитектуры общественных зданий.
Они обнесены по фасадам белоснежными и утонченными колоннами, предельно упрощенными, капители их имитируют листья. Над обоими зданиями сильно расширенный купол с мощным флагштоком. Интерьеры декорированы резьбой по дереву и ганчу и живописными композициями. В отделке зданий использованы ценные природные материалы: гранит, мрамор, особые породы дерева, позолоченная бронза, керамика и др.
Б последние годы сооружается много зданий в корпоративном стиле, например, отель "Интерконтиненталь" и Национальный банк Узбекистана (1995 г., арх. А. Тохтаев). Башня Национального банка одна из самых высоких и впечатляющих в столице -квадратная в плане, четыре угловых железобетонных пилона на всю высоту, сплошное остекление всех фасадов и кровли.
Большая работа ведется по реставрации и восстановлению старых зданий. Сегодня в мировой архитектуре популярен стиль постмодернизма, и это подражание архитектуре старого здания в стиле модерн начала 20в. представляется оправданным.
Успешно проводимые в Ташкенте международные соревнования по теннису на "Кубок Президента" Узбекистана способствовали популяризации этого вида спорта и строительству современных комплексов теннисных кортов в Ташкенте, Андижане, Намангане, Карши и др. вилоятах.
Юнусабадский теннисный корт в Ташкенте завершает ансамбль новостроек на восточной стороне улицы Амира Темура, состоящий из комплекса Бизнес-центр, Аквапарк. За открытыми кортами построен крытый универсальный теннисный корт с трибунами на 3000 мест (1996 г., арх. В. Акопджанян). Сооружение по периметру обнесено железобетонными полуарками, на которые уложены сводчатые листы, светопрозрачного лексана. Такое покрытие, а также круглые окна периметральной галереи и опоры полуарок, вынесенные на фасад, определяют динамику архитектуры. Здание соответствует лучшим образцам зарубежных спортивных арен.
Крупнейшими событиями в республике стали празднования в 1998 г. 1225-летия мухаддиса-богослова Имама Аль-Бухари и 1200-летия ученого Ахмада Аль-Фергани. В начале 1998 г. в рекордно короткие сроки методом народной стройки были возведены мемориалы Аль-Бухари в селении Хартанг Самаркандского вилоята и Аль-Фергани недалеко от Кувы. От прежнего комплекса в Хартанге сохранены захоронение, водоем и пять чинар во дворе. Новый квадратный двор комплекса имеет четыре газона в соответствии с традиционным мусульманский садом "чор-бог".
По одну сторону двора построена крытая металлическими фермами мечеть на 800 человек, размером в плане 30 х 20 м. По другую сторону двора- зал приемов на 100-150 человек, библиотека и столовая. Двор обнесен колонными айванами и завершается по главной оси павильоном.
Комплекс в Куве спланирован между магистралью в районный центр и территорией древнего шахристана с участками археологических раскопок. Зубчатая крепостная стена шахристана восстановлена, и на ее фоне разбит протяженный, длиной до 350 м сад с фонтанами по оси. В центре на возвышении шахристана хорошо просматривается силуэт павильона с монументом Аль-Фергани. Отсюда б нижний сад ведут две овальные в плане лестницы.
Выход в мировое сообщество обусловили развитие новых градостроительных тенденций в модернизации автодорог, рынков, строительстве спорткомплексов. Важным актом государственной политики стало восстановление памятников архитектуры в исторических городах. Крупнейшим и отрадным является возвращение к жизни мечети Биби Ханым.