Художественные ткани
Среди замечательных традиций, которыми богато узбекское искусство, особое
место занимает художественное оформление тканей. Эта отрасль
традиционного искусства зародилась в глубокой древности и уже в пору
античности и раннего средневековья приобрело развитый характер.
В XIX веке сформировались основные центры по выработке узбекских
художественных тканей. Наряду с дешевыми простыми тканями массового
потребления, изготовлявшихся почти во всех селениях и городах в домашних
условиях, в специальных ткацких мастерских производились изумительные
по красоте высококачественные хлопчатобумажные, полушелковые,
золототканые, шелковые и шерстянные ткани. Выработанные на протяжении
веков традиции никогда не умирали и дожили до наших дней. И сегодня
традиционное художественное ткачество занимает одно из ведущих мест в
современном национальном искусстве Узбекитсана. Узбекские ткани имеют не
только историко-бытовое значение, но и большую художественную ценность.
Они давно привлекали внимание путешественников, исследователей,
историков. Ими описаны формы организации мастеров-ремесленников, орудия и
приемы труда, дан перечень видов тканей с их технологической
характеристикой и указанием места производства.. Первой специальной
работой, посвященной художественному текстилю Узбекистана явилась
монография, в которой известным этнографом О.А.Сухаревой в разделах
"Худлжественные ткани” и "Набойка” были привлечены и обобщены материалы
экспедиций по изучению декоративно-прикладного искусства, музейные
коллекции и специальная литература. Позднее были опубликованы работы
С.М.Махкамовой, историко-искусствоведческую характеристику узбекские
ткани получили в работах Д.А.Фахретдиновой.
Важным источником для изучения национальных тканей Узбекистана служат
коллекции тканей, хранящихся в различных музеях СНГ. Коллекции кустарных
тканей Узбекистана в фондах различных музеев отражают преимущественно
состояние ткачества конца Х1Х - начала ХХ веков.
Во второй половине Х1Х века ткачество в Узбекистане являлось самой
развитой отраслью ремесла.Славились своими тканями Бухара, Наманган,
Маргилан, Самарканд, Шахрисябз, Китаб, Карши, Ходжент, Ургут, Хива.
Наибольшее распространение получили бумажные ткани: калами, алоча, суси,
чит; полушелковые: бекасаб, банорас, пасма, адрас, дуруя, якруя, атлас,
бахмаль; шелковые: шои, атлас, хан-атлас. В этих тканях за исключением
атласа и бархата (бахмаль) использовались простейшие переплетения -
полотняное и репсовое. Изготовлялись и шерстяные ткани для верхней
одежды.
Среди разнообразных тканей видное место принадлежит
полушелковым
бухарским и кокандским бархатам, самаркандским и ферганским
покрывалам, тончайшим прозрачным шелковым платкам "калгай".
Большинство из перечисленных тканей орнаментировались полосами или
абровым узором. Наибольший интерес представляло оформление абровых
шелковых, полушелковых и значительно реже, бумажных тканей. Способ
"абрбанди" заключался в резервации отдельных участков основы путем
перевязки с последующим окрашиванием согласно узору и расцветке.Такой
способ создавал интресный художественный эфект-узор приобретал
расплывчатые контуры. Рисунок абровых тканей являл собой причудливые
стрельчатые разводы радужной окраски. Композиции абрового узора
отличались многообразием.
В орнаменте сочетались геометрические, растительные и предметные
мотивы-овалы,
кусты, деревья, стилизованные изображения
ювелирных украшений. Колорит тканей колебался от двухцветного до
многоцветного. Несмотря на замедленность общего развития художественных
ремесел в XIX веке, изменения эстетического порядка, обусловленные
историческими процессами, вели к зарождению и в прикладном искусстве
новых стилевых черт. В искусстве оформления текстиля наиболее ярко
прослеживалась линия монументализации общего образного строя тканей.
Широкое распостранение продолжали сохранять полосатые ткани, узор
которых, как и в абровых, создавался цветными нитями основы. Искусство
сновальщиков в этот период достигало высокого совершенства. Сравнительно
простым способом они выделывали ткани интересные в художественном
отношении. Оперируя только цветом и масштабом полос, они создавали ткани
различного назначения и эмоциональной выразительности-от бумажных
калами, предназначенных для рабочей одежды бедноты до бекасабов-для
парадных одеяний вельмож.
Подлинно народным и массовым было
производство хлопчатобумажных
тканей. Исследователями кустарных промыслов конца XIX века
описываются десятки видов местных хлопчатобумажных тканей: мата, хоса,
буз, калами, джанда, астарчей, суси, алача, с вариантами:дамхаба, мисри,
чапанахи и др. Однако уже в первой половине XIX века в недрах этого
внешне процветающего промысла наметился упадок, причиной которого
явилась непосильная конкуренция ручного производства с машинным.
Наводнившие Центральную Азию технически более совершенные фабричные
хлопчатобумажные, шелковые и парчовые ткани, на которых довольно искусно
имитировались узоры восточных тканей, вытеснили с рынков узбекские
ткани из хлопка, безвозвратно погибло производство кимхоб и бахмаль.Лишь
местные шелковые и полушелковые ткани, орнаментированные полосами и
абровыми узорами выдержали конкуренцию.
В 70-х гг.XIX века в Ташкенте работало 1550 ремесленников ткачей. В
городах Ферганской долины - Маргилане, Намангане, Коканде, Ходженте
кустарное ткачество было одним из главных промыслов. Так, в 1896 году в
Маргилане, Намангане, Коканде насчитывалось до 600 шелкоткацких
мастерских. В 1910году в Ферганской области работало1387 шелкоткацких
кустарных мастерских с 3165 рабочими, в том числе 911 мастерских с 2570
рабочими в Маргилане.В 1903 году в Хиве имелось до 40 шелкоткацких
станков, в Ханки-около 20, в Дургадыке - 10, причем в последнем
производили исключительно полушелковые ткани.
В Самаркандский области в 1912 году насчитывалось 237 шелкоткацких
мастерских, в Бухаре в 1916 году - 46, в Карши-19.
В начале XX века в мастерских кустарей, а затем в артелях и на фабриках,
восстанавливается производство многих видов традиционных узбекских
тканей.В 1920-е годы нехватка фабричных тканей в стране вызвала
увеличение выработки кустарных хлопчатобумажных тканей.В Узбекистане со
сложившимися традициями ткачества, производство тканей непретерпело
больших изменений Вырабатывались те же простейшие ткани полотнянного
переплетения-калами, сарпинка, астарчит, алоча. Сохранились традиционные
узоры и колорит тканей, их локальное своеообразие. Центрами
производства бумажных тканей были-Самарканд, Ургут, Нурата, селения
Бухарской области - Гиждуван,Варданзи, Зандона, в Ферганской долине -
Наманган, район Беш-Арык.
Более сдержанные по сравнению с бухарскими, ферганские плательные ткани
оказываются ближе к эстетическим требованиям времени. Своеобразие их
узоров создавалось использованием мелких и крупных орнаментальных
мотивов. Бухарские же шелка предназначались для вышедших из употребления
монументальных по силуэту одежд. Традиция бухарского шелкоткачества с
его укрупненными, лаконичными мотивами в большей мере развивалаюь в
оформлении интерьерных тканей как шелковых покрывал и тканей для
курпачей.
Традиционные художественные приемы оформления перерабатывались
соответственно новым условиям. Изменения композиций колорита орнамента и
его ритма в основном определялись эстетическими требованиями. Но влияли
на них и другие моменты.Так, технические усовершенствия, позволившие
увеличить ширину ткани, сказались на композиции и пропорции узоров.
Стали возможны многополосные орнаментальные композиции. Их появление
также связано с сужением назначения абровых тканей как ткани
исключительно женской.
Из ранее сушествовавших двух приемов трактовки узора - четко выявлявшего
форму орнамента и более расплывчатого, дробного по контуру, в 1920-1930
годы предпочтение отдается последнему. В эти годы появляется абровые
ткани с узорами "чамандагул" (цветы на лугу), "кичик" (шекотка) и ряду
других составленные из вытянутых цветных пятен. Подобные решения
раскрывали основную направленность в оформлении абровых тканей этих лет.
Наблюдался все больший отход от воспроизведения мотивов ясных по форме,
с плавной линией контура. Мотив разбивался цветом, перебивался гладкими
полосами, линии узора прерывались. Возможно,что на такое усложнение
орнамента оказывали влияние и фабричные ткани со сложной разработкой
мотивов, а также традиции в оформлении тканей первой половины XIX века.
Узор ткани с чуть намеченными формами орнамента превращался в игру
цветных пятен.
Составляя узоры тканей,
мастера использовали разнообразные
мотивы как полученные по наследству, так и создаваемые вновь.
Здесь и изображение обычных вещей "патнис-нусха" (уэор в виде подноса),
"ат-туяк" (копыто коня), "барги-карам" (листья капусты).Очень часто
название узора сопровождалось словом "тадбил" - "замена", т.е. давался
новый вариант узора.
В старых центрах восстанавливается производство бекасамов, банорасов и
других полосатых полушелковых тканей, которые сохраняют локальное
своеобразие в колорите и ритме.
В 1930-е годы в республике была организована широкая сеть промысловой
кооперации, объединившая в своих рядах местных кустарей всех
специальностей, а в 1938 году был выделен специализированный текстильный
союз - Узбектекстильпромсоюз, на предприятиях которого было
сосредоточено производство хлопчатобумажных, полушелковых, шелковых
тканей.
С 1930-х годов в Ташкенте, Самарканде, Маргилане начали вступать в строй
промышленные предприятия и сеть мелких кустарных предприятий стала
постепенно сокращаться. Свернулось ручное производство хлопчатобумажных и
гладких полушелковых и шелковых тканей. Артели Текстильпромсоюза
продолжили выпуск лишь бекасабов, шои и атласов.
После ликвидации в 1960 года промысловой кооперации выпуск традиционных
тканей перешел в предприятия государственной промышленности.
Уникальность техники орнаментации абровых и полосатых тканей, требующих
применения ручного труда определила необходимость выделения их
производства в особые предприятия : в Маргилане - производственное
шелкоткацкое объединение "Атлас", в Намангане и Коканде - шелкоткацкие
фабрики (все три предприятия относились к Министерству легкой
промышленности).
С 1976 года Министерство местной промышленности были возрождены мелкие
ткацкие предприятия кустарного характера - в Маргилане, Шахрисябзе по
производству ханатласов, в Китабе, Ургенче - атласов и бекасабов из
искусствонного шелка, в Байсуне - джанды.
Промысловая форма возродила к жизни особый наиболее
вы-сокохудожественный тип тканей, получивших название "подарочных".
Такие узоры абровых тканей как "Кремль", "гули номозшом", "шахмат" вошли
в золотой фонд узоротворчества узбекских тканей; они были созданы до
1960 г., т.е. до перехода ткацкого искусства в систему художественной
промышленности. На предприятиях Министерства легкой промышленности
творческая активность мастеров нивелировалась. Основное внимание
уделялось механизации и автоматизацию процессов выработки тканей. В
результате предприятия Минлегпрома перестали вырабатывать бекасабы с
широкими полосами, отличающиеся большой декоративноотью и
оригинальностью, не родолжили производство адрасов, шохи, сократили
ассортимент национальных шелковых и пелушелковых тканей до минимума -
4-х и 8-ми ремизных абровых атласов.
В 1990-е годы в связи с возрождением традиционных обычаев и празднеств,
усилением внимания к национальной характерности одежды усилился спрос на
художественные шелковые ткани ручного производства.
В различных регионах Узбекистана , и особенно в городах Ферганской
долины - Маргилане, Коканде - стало восстанавливаться производство
ручных шелковых тканей.
Махкамова С. Узбекские абровые ткани. Ташкент, 1963.