Четверг, 25.04.2024, 20:41
Настенная роспись
На территории Узбекистана известна древняя и раннесредневековая настенная живопись и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IX-X вв. интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней. В росписи по ганчу мастеров XX века господствует тот же принцип плоскостных трактовок плавных арабесковых узоров растительного и геометрического характера - стиль ислими и гирих, что свойственно резьбе по ганчу, резьбе и росписи по дереву. Здесь также придается большое значение масштабности орнаментальных форм - крупно и мелкоузорных. В росписи, кроме традиционного геометрического орнамента, большое место занимают различные букеты, цветы в вазонах, в горшках, цветущие кусты, деревья, иногда даже пейзажи. Роспись по ганчу сочетает в себе контрастные холодные и теплые тона синей, зеленой, желтой, красной, розовой, оранжевой, белой и черной красок. В прошлом мастера при изготовлении красок пользовались минеральными и растительными красителями, добиваясь оригинальных колористических эффектов, современные мастера пользуются готовыми фабричными красителями. Наккоши - мастера орнаментальной росписи - обычно владели техникой архитектурной росписи по ганчу и по дереву одновременно. Замечательными мастерами настенной росписи были бухарские наккоши прошлого века. Далее представлен характерный образец их искусства - исполненное темперой маленькое панно, изображающее изящную чашу и вырастающие из нее розовые кусты. Уже в наше время пользуется известностью искусство мастеров Самарканда, Ташкента, Хивы и других городов Узбекистана, Сейчас в Коканде продолжают работать сыновья и внуки замечательного мастера ферганской росписи Саидмахмуда Наркузиева. |
ПоискМеню сайта...
Календарь
...Друзья сайта |