Абдулла КАДЫРИ
1894—1938
Абдулла Кадыри — яркий, широко известный писатель и поэт, драматург и публицист; его произведения "Минувшие дни", "Скорпион из алтаря", "Несчастливый жених", "К моей нации" и др. вошли в сокровищницу восточной культуры. "Чтобы увидеть величие гор, надо отойти от них на расстояние, то же происходит с оценкой свершений и личностей великих людей, — писал Иззат Султанов в статье "В зеркале одной судьбы", посвященной 95-летию со дня рождения Абдуллы Кадыри, — чтобы увидеть и осознать величие, непреходящую ценность творчества Абдуллы Кадыри, потребовалось более полувека."
Абдулла Кадыри (Джулкукбай) родился в 1894 году в Ташкенте в семье зажиточного торговца. Среда его обитания в детские и отроческие годы — купцы, богатые и бедные дехкане, талантливые ремесленники, пребывающие в вечной нужде мелкие кустари и безземельные крестьяне. Этот мир трудового люда, а также городская интеллигенция сыграли заметную роль в формировании мировоззрения будущего писателя. А. Кадыри знал жизнь своего народа не понаслышке и не по книжкам, а впитывал в себя ее особенности путем непосредственного общения с людьми. Он закончил старометодную школу, учился в русско-туземной школе и в медресе. Увлекался чтением произведений Навои, Лютфи, Мукими, Фурката, Чулпона, Фитрата и других классиков узбекской литературы. Этот самобытный писатель формировался на рубеже двух веков — сложного, противоречивого, неспокойного времени, социальных, политических и нравственных потрясений. И, естественно, само это время не могло не оставить следа в его мировоззрении и художественном творчестве — тоже противоречивом, не свободном от житейских и социальных предрассудков. Однако в целом путь его литературных исканий отмечен постоянным подъемом, замечательными творческими свершениями. Вершина его поисков — ясные ответы на острые исторически сложившиеся социально-общественные вопросы бытия, реалистически широкое изображение живой современной и "омертвевшей во времени" исторической действительности. Вершины его творчества — исторические романы "Минувшие дни" (1926) и "Скорпион из алтаря" (1929) — первые в узбекской литературе произведения исторической тематики. "Минувшие дни" — роман широкомасштабного охвата действительности, сложных социальных и нравственных конфликтов, глубоких социальных обобщений. Автор красочно описывает народные традиции, религиозные обряды, неписаные законы, действовавшие во владениях правителя Ташкента Азизбека, попирающие права и достоинства людей. Хитрый интриган, жестокий "судья" по отношению к "провинившимся", ловкий лицемер Азизбек три года так правил Ташкентом, что торговля пришла в упадок, разорялись мастера-ремесленники, заметно снизились посевы риса, хлопка. В романе показано духовное обнищание власть имущих, оторванность правящей верхушки от забот народных, не способность разобраться в назревших социальных проблемах и найти способ их решения. Роман "Минувшие дни" — вершина творческого взлета А.Кадыри и замечательная веха в развитии узбекской прозы.
Писатель с большим художественным мастерством, правдиво освещает противоречивый мир феодальной действительности. Народ как создатель
материальных и культурных ценностей выступает, с одной стороны, хранителем и защитником государственности, с другой, — подрывает устои ханства, бунтует против угнетателей. И конкретно против правителей, которые обложили народ непомерно большими налогами.
Центральный конфликт романа — социально-нравственные противоречия между отцом и сыном — юным Атабеком, человеком прогрессивных взглядов на "семьеустройство", выступающим против обычаев, когда родители женят сына на нелюбимой девушке, и его отцом Юсуфбеком-хаджи, хранителем традиций патриархального строя, старинных семейных обычаев. Однако автор описывает этот семейный конфликт не как частный случай, а как явление общенациональное.
Образы Атабека и его девушки Кумюш — новое явление в узбекской литературе. Атабек, выходец из богатой семьи, человек образованный, осмысляет жизнь по-иному, обладает острым чувством справедливости. Подстать ему его любимая Кумюш. Она хорошо воспитанна, образованна, обладает природным умом, красива, общительна. Она искренне любит Атабека. Однако эта любовь приносит ей несчастье, ибо она остается покорной старым традициям, по которым родные не считаются с ее чувствами. Своими душевными качествами, красотой и богатством внутреннего мира Кумюш обязана своей матери — Офтоб-аим, воплотившей в себе благородные мечты, присущие узбекской женщине. Она умна, спокойна, сдержана, любящая мать, правдолюбивый человек, расторопная хозяйка. Офтоб-аим все же остается в плену старых обычаев — она искренне исполняет желания мужа, подчиняется его воле, дорожит его мнением.
Интерес к исторической тематике Абдуллы Кадыри объясняется стремлением художника осмыслить прошлое своего народа, показать его терпеливость, трудолюбие, героическую борьбу народа за свободу и независимость, чтобы в этом прошлом глубже разглядеть проблемы современности.
Одна из особенностей романа "Скорпион из алтаря", опубликованного на русском языке в 1961 году, состоит в том, что писателю удалось отобразить картины жизни и истории узбекского народа, ярко и проникновенно передать колорит эпохи, раскрыть характеры героев такими, какими они были в исторически реальных условиях 40-х годов XIX века. И в этом новаторство Абдуллы Кадыри, который воспринимается как первопроходец в узбекской исторической романистике. Своим романом "Скорпион из алтаря" писатель значительно обогатил традиции реалистического направления, внес заметный вклад в формы психологического анализа героев, открыл новые пути изображения внутреннего мира человека, показал динамизм развития характеров героев.
"На сколько это возможно в пределах небольшой книги, — рассказывал писатель, кратко излагая содержание романа, — я описываю здесь главную опору Худояра — улемов, высшее духовенство края, их общественную и личную жизнь, медресе и семейный быт..." Его ведущие герои — "честные труженики с их моралью, их добросердечностью и готовностью постоять друг за друга". Роман "Скорпион из алтаря" —правдивое произведение о социальной, нравственной жизни туркестанского общества рубежа двух веков. Писатель талантливо воссоздает многоплановую картину исторически реальной жизни Туркестана, ярко и проникновенно изображает события и характеры героев, действующих в исторически правдивых обстоятельствах. Автор утверждает свободу личности человека, свободу целомудренной, чистой любви молодых людей. При этом А.Кадыри стремится раскрыть своеобразие и сущность феодального склада жизни народа, показывает дела и характеры правителей, духовных наставников, не скрывает, а порой даже преувеличивает, противоречия между писаными и неписаными, но прочными феодальными законами, "законами" народных традиций и обычаев. Эти противоречия не декларативны, они раскрываются через трудные судьбы героев —Анвара и Рано, которые, вопреки желаниям Абдурахмана подчинить девушку своей воле и наперекор интригам Шахидбека, искренне любят друг друга и готовы создать свою семью.
Рано, стремившаяся ко всему прекрасному, чистому, благородному, предстает в романе замечательной девушкой, обладающей типичными чертами народного характера — искренностью, чистотой помыслов, душевной простотой и открытостью. Она любит Анвара чистой, светлой любовью — бескорыстно и преданно. Анвар - воплощение мужества, чувства справедливости, безграничной честности. Таким она видит своего любимого, такой он есть и на самом деле. Он смел, умен, находчив в борьбе за свою Рано, в которой он души не чает. Он просто не представляет жизни без своей любимой Рано.
Благодаря своему уму, расторопности, таланту, смекалке и трудолюбию бывший сирота вырос в значительную фигуру в обществе ханского двора — стал мирзой (т.е. секретарем), пользовался значительным авторитетом среди вельмож. Однако, в отличие от многих из его окружения, он не потерял духовной связи со своим народом, хранит добропорядочные человеческие отношения, выступает против насилия и произвола, оставаясь честным, порядочным человеком. Анвару было очень трудно служить хану-повелителю, который не признает никаких законов, а всецело признает только свою волю и никогда не "советуется со своей совестью".
Автор крупного романа о современности "Абид-кетмень", нашумевшего очерка "Маллабой-ака из Гирвана", многих других очерков и рассказов внес заметный вклад в историю узбекской литературы. "Абдулла Кадыри, — писал Иззат Султанов, — вошел в узбекскую литературу подобно раскату грома и, словно яркий свет молнии, обратил на себя внимание всех." Как бы подтверждая справедливость этих слов, казахский писатель Мухтар Ауэзов особо подчеркивал: "Мы в молодости зачитывались романами Абдуллы Кадыри. Мы поражались его мастерству лепить человеческие характеры, доносить до нас бурю человеческих страстей... возвышать любовью своих героев". Многие произведения Абдуллы Кадыри, основоположника жанра романа в узбекской литературе, нашли признание во многих странах Востока и СНГ.