Мой Узбекистан

Пятница, 26.04.2024, 21:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Бахауддин Накшбандий | Регистрация | Вход

Бахауддин Накшбандий

В течение многих столетий была популярна вера, что на все мусульманские города с неба нисходит свет благодати, и только над благородной Бухарой он поднимается вверх в форме колонны, струящейся до неба; это - земля, благословляемая Аллахом, поэтому здесь так много священных мест. Мусульмане полагают, что 33 тысячи истинных сторонников нашли их последнее место покоя на этой благословляемой земле. Наиболее уважаемое священное место - где похоронен Бахауддин Накшбандий.

Бахауддин (Баховутдин, Баха-ад-Дин) Накшбандий (Накшбанди, Накшбанд) был известным представителем Центрально-азиатского суфизма. С детства он находился под религиозным влиянием суфистов. Многочисленные научные исследования суфистов и суфизма были созданы на многих языках. Во многих исследованиях констатировано, что суфизм имеет свои корни в различных верованиях философии.

Суфизм - форма мусульманского аскетизма, пропагандирующая любовь к соседям, к лишенному. Суфисты посвящают всю свою жизнь служению Аллаху. Такой была жизнь Баховутдина Накшбандия. Много чудес и легенд связано с его именем. О нем говорится в книге "Тарих-и-Баховутдин" и других работах. Но существует немного биографической и документальной информации о нем.

Бахауддин Накшбандий родился приблизительно 700 лет назад (в 1318 г.) в деревне Каср-и-Хиндуван около Бухары (и он умер там, в 1389 г. в возрасте 71 года). Его отец был ткачом и гравировщиком по металлу. Как и его отец, Бахауддин Накшбандий также стал ткачом, и его шелковая материя с золотыми и серебряными нитями была очень популярна. Если перевести "Накшбанд" - "преследователь". Именно поэтому Баховутдин Накшбандий, как полагают, являлся защитником ремесленников и их изделий кустарного промысла, особенно если они имели какое-то отношение к декоративным образцам. В Узбекистане их разнообразие можно наблюдать всюду: на материалах, одежде, стенах зданий (гравировка на гипсе и деревянных дверях). Самаркандские и бухарские изделия, сделанные на медной поверхности, драгоценностях, вышивка Бухары пользуется мировой известностью.

Отец Бахауддин Накшбандия был пылким мусульманином, являющийся примером для своего сына. Дедушка, имея близкие отношения с суфистами, глубоко влиял на духовный рост своего внука. Согласно легенде, Баховутдин Накшбандий был вынужден жениться в возрасте 17 лет. Но после рождения его первого ребенка, он не считал свою жену женою и не разводясь, он жил с ней, как с сестрою. Это решение было принято под влиянием идей суфизма, что в браке нет необходимости для посвящения себя Богу.

Что еще известно о Бахауддин Накшбандие? Он прожил всю свою жизнь в Бухаре и ее окрестностях. Он дважды сделал хадж (паломничество в Мекку). Он зарабатывал на ежедневный хлеб собственным трудом. У него никогда не было служащих.

Его могила находится в 10 км от Бухары. Его мавзолей был построен в 1544 г., и с тех пор это место считается местом для паломничества.

Ходжа Бахауддин Накшбанди сказал: "Если мы будем смотреть на ошибки наших друзей, то мы останемся без друзей, потому что никто не совершенен”.

Притчи

Бахауддин и бродяга

Бахауддин эль-Шах, великий учитель дервишей братства Накшбанди, встретил однажды собрата на большой площади Бухары.

Пришедший был бродячим дервишем (каландаром) из братства Маламатия — людей порицания. Рядом с Бахауддином находились его ученики.

— Откуда ты пришёл? — задал он традиционный вопрос, как принято у суфиев.

— Понятия не имею, — ответил тот, глупо улыбаясь.

Некоторые из учеников Бахауддина неодобрительно забормотали, увидев такое неуважение.

— Куда ты идёшь? — настаивал Бахауддин.

— Не знаю, — выкрикнул дервиш.

— Что такое добро?

К этому времени вокруг собралась большая толпа.

— Не знаю.

— Что такое зло?

— Понятия не имею.

— Что есть справедливость?

— Всё, что для меня хорошо.

— Что такое несправедливость?

— Всё, что для меня плохо.

Толпа, возмущённая поведением этого дервиша, прогнала его прочь. Он целенаправленно зашагал в ту сторону, куда — все это знали — не вела ни одна дорога.

— Глупцы! — сказал Бахауддин Накшбанди. — Этот человек играет роль обычного человека. В то время как вы его ни во что не ставили, он намеренно демонстрировал невнимательность, как делает это каждый из вас, делает несознательно, каждый день.


Утренняя торговля

Однажды утром Бахауддин Накшбанди пришел на великий Бухарский базар с длинным шестом в руках. Он начал кричать хриплым голосом, пока не собралась толпа, пораженная подобным поведением человека такой репутации и достоинства.
Когда собрались сотни людей, недоумевающих, что им думать или делать, Бахауддин поднял свой шест и принялся переворачивать лотки с товаром, и скоро он был окружен грудами овощей и фруктов.
Эмир Бухары послал нарочного к дому Бахауддина, прося его немедленно явиться во дворец и объяснить свое поведение.
Бахауддин ответил:
"Прикажите собрать законоведов, старших придворных, министров, военачальников и знатнейших купцов города!"
Эмир и его советники решили, что Бахауддин сошел с ума. Решив потакать его причудам до тех пор, пока они не смогут спровадить его в Обитель Здоровья, послали за людьми, названными Бахауддином.
Когда все собрались, Бахауддин вошел в зал приемов.
"Нет сомнения, - сказал Эмир, - что Вы, Высокочтимый Бахауддин, понимаете, почему вы здесь. Вы знаете также, почему здесь присутствуют все остальные. Поэтому, пожалуйста, скажите нам все, что вы должны сказать."
Бахауддин ответил:
"О, Высочайшие Врата Мудрости! Каждому известно, что поведение человека берется за показатель его ценности. Это достигло у нас такой степени, что для того, чтобы человека приветствовали и одобряли, он должен всего лишь вести себя определенным образом, независимо от того, каково его внутреннее состояние. И наоборот, если человек просто делает что-либо, считающееся порицаемым, он сам становится порицаемым.
Правитель сказал: "Мы все еще не понимаем, чему вы пытаетесь нас научить".
Бахауддин сказал: "Каждый день, каждый час, в каждом человеке присутствуют мысли и несоответствия, которые, если дать им выход, проявят себя действиями столь же пагубными, как и мои действия на базаре. Мое учение состоит в том, что эти мысли и несовершенства, из-за недостаточного их понимания, так же вредят и задерживают развитие общества и человека, как если бы он вел себя разнузданно - и даже более".
"Каково же решение проблемы?" - спросил правитель.
"Решение, - ответил Бахауддин, - это осознать, что люди должны быть улучшены внутренне, а не просто сдерживаться обычаем от проявления их грубости и разрушительности и поощряться за непроявление их."
Летописец сообщает, что все во дворце были настолько поражены этим замечательным наставлением, что было объявлено трехдневное народное торжество, чтобы люди могли отпраздновать получение этой мудрости.

Мох

Группа старших учеников Бахауддина, побывавших в Персии, вернулась для того, чтобы сидеть у ног Мастера. Как только они собрались, Бахауддин приказал им слушать истории и декламацию отрывков, которые читал самый юный из последователей.
Кто-то выразил удивление этим. Мастер сказал: "Если вы пройдете вон по той тропинке полдня, вы придете к прекрасному покинутому строению. Вы увидите, что одна сторона огромного купола покрыта мхом. Если вы войдете внутрь, вы обнаружите, что часть драгоценных изразцов сколота и валяется на полу. Нет сомнения в ценности и достоинствах этого строения. Однако, определенные воздействия людей и природы привели к потере совершенства. Так же и со старшими учениками."

Бахауддин и ученый

Однажды известный ученый посетил Бахауддина Накшбанди.
Все ученики ожидали, что Муршид примет участие в дискуссии с ученым и опровергнет его доводы подобно тому, как он поступал с другими схоластами в течение многих лет.
Однако, когда ученый был принят в кругу Бахауддина, Муршид выказал ему уважение, а вопросы человеческой мысли и божественных мистерий не упоминались вовсе.
Когда ученый покинул собрание, кто-то заметил: "Как странно, что человек слов не пытался вовлечь Мауляну в обсуждение. Несмотря на то, что все, кого мы видели здесь ранее, знают, что их аргументы опровергаются, никто не смог удержаться от искушения - он оказался единственным".
Это высказывание достигло слуха Бахауддина, и он сказал:
"Нет ничего странного, если знаешь причину. Этот человек, производящий впечатление ученого, - скрытый суфий. Он абдал. Это слово, которому люди обычно приписывают значение "измененный", означает также, как вы еще поймете, "некто скрытый". Вот кто он. Поскольку он ученый для мира и суфий для суфиев, как он мог прийти сюда и обсуждать что-то в академической манере? Что касается "искушения", то лишь для ученого обсуждение может быть искушением. Суфий не имеет искушений, и таким образом вопрос не возникает.
Кто-то воскликнул: "Нам следовало бы подумать об этом! В следующий раз мы будем знать, как поступать с молчаливым ученым".
Тогда Бахауддин обратился к старшему ученику: ''Ответь ему".
Старший ученик сказал: "Увы! Но в следующий раз молчаливым ученым скорее всего окажется глупец, запуганный репутацией эль-Шаха..."

Посещение и получение

"Те, кто посетил нас, - сказал Накшбанди, - и не получил того, в чем он действительно нуждался, на самом деле нас не посещали. Более того, они никогда не будут достаточно наполнены. От тех, кто желает говорить, нам нечего услышать. Тем, кто хочет только слушать, нам нечего сказать.
Тому, кто принимает то, что он получил, и не воображает, что не получил ничего, будет дано гораздо больше. Те, кто желает иного, чем то, что предлагается здесь, не смогут получить нигде ничего.
"Помните ли вы человека, который хотел серебро и которому давали золото из-за отсутствия серебра? Он сказал: "Я не могу истратить это, потому что оно не белое".

Бахауддин

Кто-то сказал Бахауддину Накшбанди:
"Вы рассказываете истории, но не говорите нам, как их понимать."
Он ответил:
"Как бы вам понравилось, если бы человек, у которого вы купили персик, съел бы его у вас на глазах, оставив вам только кожуру?"

Бахауддин Накшбанди

Людей, которых называют учеными, приводят в смятение две вещи: во-первых, им не нравятся методы, которые мы используем, чтобы достичь слуха людей, поскольку они полагают, что передача того, что необходимо передать, должна происходить либо под угрозой наказания, либо при помощи сложной терминологии. Во-вторых, их страшит то, что нас считают врагами ученых.
Но в действительности все не так. Люди, которых называют учеными, лишь подменяют ученых. Настоящих ученых мало, а подделывающихся под них великое множество. Как результат, именно их стали называть учеными. В странах, где нет лошадей, лошадьми называют ослов.

Форма входа

Поиск

Меню сайта

...

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0