Алишер Навоий
(1441–1501)Алишер Навои. Картина узбекского художника Темура Садулло.
Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер) (1441–1501) – узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель. Гениальный поэт и мыслитель, музыкант и художник, педагог и ученый, крупный государственный деятель и один из культурнейших людей своего времени Алишер Навои был общепризнанным руководителем культурной жизни Герата, покровителем многочисленных представителей наук, искусства и культуры. "Благодаря Алишеру сколько людей получило писательское и художественное воспитание и укрепление своего дарования, - писал Бабур. – Подобного Алишер – беку покровителя и воспитателя людей больше не было." Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в городе Герате, в столице Хоросанского государства (совр. Афганистан) в семье тимуридского чиновника, дом которого был центром общения поэтов и людей искусства. В 15 лет писал стихи на фарси и среднеазиатском языке тюрки. Учился в медресе Герата, Мехеда и Самарканда. С детства Алишер увлекся чтением произведений классиков персидско – таджикской литературы: Саади, Аттара и др. По свидетельству самого Навои, его направляли, давали высокую оценку написанным им стихам такие поэты, как Лутфи Шейх Кемаль Турбати. Навои учился у образованнейших людей своего времени, принимал участие в их высокоинтеллектуальных и глубоко поучительных беседах.
В 1469 становится хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Как правитель, оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.
Навои был известен своими широкими взглядами как гуманный, справедливый правитель, выступавший против злоупотреблений вельмож. Но его позиция вызывала недовольство при дворе, и в качестве правителя его выслали в отдаленную провинцию Астрабад. Отчаявшись в своих надеждах на переустройство раздираемой междоусобицами Тимуридов стране, Навои в 1488 оставляет службу, возвращается в Герат и посвящает себя науке и литературе.
Не имея не семьи, ни детей, ни наследников, поэт значительную часть своего огромного состояния тратил на благотворительные дела. Он построил не мало учебных заведений, больниц, караван – сараев, каналов, мостов и дорог. В Герате Навои поддерживал самые тесные отношения с великим таджикским поэтом и мыслителем Абдуррахманом Джами (1414 - 1492), который был его ближайшим другом, единомышленником, учителем и духовным наставником. Дружба Навои и Джами навсегда останется в истории как яркий символ дружбы между узбекским и таджикским народами. Ко времени когда Навои стал видным человеком в Хоросане, получив почетную должность при дворе, он уже пользовался репутацией виртуозного мастера стиха. Щедрость дарования Навои была такова, что поэт охватил все разновидности лирического творчества, созданные народами мусульманского Востока на протяжении ряда столетий. Газели и кыта, таржибаны и рубаи – в каком бы жанре не выступал Навои, он всюду с блеском доказывал безграничные возможности своего таланта и мастерства.
Наследие Навои – это около 30 поэтических сборников, крупные поэмы, проза, научные трактаты. Он писал на фарси (сборник Диван Фани), но в основном на тюрки – средневековом варианте узбекского, хотя многие тогда считали его слишком грубым для поэзии.
Вершина творчества Навои – Пятерица – пять поэм – ответ (назира) на Пятерицы Низами Гянджеви и персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви: Смятение праведных (1483), Лейла и Меджнун (1484), Фархад и Ширин (1484), Семь планет (1484), Искандарова стена (1485).
Смятение праведных – поэма философско-публицистического характера из 64 глав, освещала наиболее существенные вопросы действительности того времени. В ней обличались феодальные междоусобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество шейхов и законоведов. Поэма отражала мировоззрение Навои, его этические и эстетические взгляды.
Лейли и Меджнун – поэтическое изложение известного древнеарабского предания о трагической любви пастуха Кайса к красавице Лейли из соседнего кочевого племени, о его безумии и смерти из-за разлуки с любимой. Эмоциональная напряженность и сила художественного воздействия поэмы сделали ее одним из наиболее известных и любимых произведений восточной литературы во всем мире. По-видимому, неслучайно похожие сюжеты о влюбленных – Лейла и Меджнун, Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче – появлялись приблизительно в одно время как на Востоке, так и в Европе. Они воспевали высшую степень силы личного чувства, раскрывшегося в любви, – излюбленную тему эпохи Возрождения.
Фархад и Ширин – героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к красавице Ширин, на которую претендовал иранский шах Хосров. Фархад, борец за правду и справедливость, противопоставляется трусливому шаху. Семь планет – семь сказочных новелл, содержащих критические иносказательные намеки на правителей Тимуридов и их придворных. Главный персонаж поэмы Искандарова стена – идеальный справедливый правитель и мудрец Искандер.
Еще одно крупное поэтическое произведение Навои – свод из 4-х поэтических сборников-диванов под общим названием Сокровищница мыслей (1498–1499), куда входили Диковины детства, Редкости юности, Диковины средних лет, Назидания старости. Это собрание лирических стихов разных жанров, в том числе более 2600 газелей, искусным мастером которых был Навои.
Другие произведения поэта – Пятерица смятенных (1492), посвященная Джами; Собрание утонченных (1491–1492) – краткие характеристики писателей эпохи Навои. О стихосложении и теории литературы повествует трактат Весы размеров. В трактате Спор двух языков (1499) Навои обосновывает культурное и художественное значение языка тюрки, считавшегося его современниками непригодным для изящной словесности. Его произведения и литературоведческие работы способствовали развитию туркоязычных литератур – не только узбекской, но и уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой и др.
Исторические труды Навои История иранских царей и История пророков и мудрецов содержат сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. В последние годы жизни Навои были написаны поэма Язык птиц (1499) и философско-дидактическое сочинение Возлюбленный сердец (1500) – размышление о наилучшем общественном устройстве. Мировоззрению Навои были присущи оптимизм и жизнеутверждающая сила, хоть оно и не было лишено социальных иллюзий и противоречий.
Духовное наследие замечательного сына узбекского
народа в наше время приобретает международное звучание, становится достоянием
всех, кому дорогои интересы мира, дружба и единство народов. Творчество Навои продолжает вызывать большой
интерес востоковедов разных стран. Его рукописи хранятся в крупнейших
библиотеках мира – в Узбекистане, России, Великобритании, Турции, Иране
и др.
- Алишер Навои. Афоризмы. Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
- Алишер Навои. Афоризмы — Aphorisms. Ташкент: Укитувчи, 1991.
- [Алишер Навои]. Афоризмы Алишера Навои. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
- Алишер Навои. Возлюбленная сердец. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
- Алишер Навои. Друга я не нашёл: Газели. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
- Алишер Навои. Зеница ока: [Стихи]. Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
- Алишер Навои. Избранная лирика: Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
- Алишер Навои. Кн. 1-2. Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
- Алишер Навои. Пять поэм. М.: Художественная литература, 1972. (БВЛ).
- Алишер Навои. Стихотворения и поэмы. М., 1965.
- Алишер Навои. Сочинения. Т. 1-10. Ташкент, 1968-70.
- Алишер Навои. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. Алма-Ата: Жазушы, 1989.
-
Алишер Навои. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978
-
Абдуллаев В. Навои в Самарканде. Самарканд, 1941.
- Бертельс Е. Э.. Навои. Опыт творческой биографии, М. — Л., 1948.
- Бертельс Е. Э. Избр. труды. Навои и Джами, М., 1965.
- Болдырев А. Н.. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. Л., 1952. Сер. 128. Вып. 3.
- Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. Ташкент, 1961.
- Свидина Е. Д., Алишер Навои. Биобиблиография (1917—1966), Ташкент, 1968.
- Хайитметов А. Творческий метод Навои, Ташкент, 1965.
- Алишер Навои. Афоризмы. Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
- Алишер Навои. Афоризмы — Aphorisms. Ташкент: Укитувчи, 1991.
- [Алишер Навои]. Афоризмы Алишера Навои. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
- Алишер Навои. Возлюбленная сердец. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
- Алишер Навои. Друга я не нашёл: Газели. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
- Алишер Навои. Зеница ока: [Стихи]. Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
- Алишер Навои. Избранная лирика: Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
- Алишер Навои. Кн. 1-2. Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
- Алишер Навои. Пять поэм. М.: Художественная литература, 1972. (БВЛ).
- Алишер Навои. Стихотворения и поэмы. М., 1965.
- Алишер Навои. Сочинения. Т. 1-10. Ташкент, 1968-70.
- Алишер Навои. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. Алма-Ата: Жазушы, 1989.
-
Алишер Навои. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978
-
Абдуллаев В. Навои в Самарканде. Самарканд, 1941.
- Бертельс Е. Э.. Навои. Опыт творческой биографии, М. — Л., 1948.
- Бертельс Е. Э. Избр. труды. Навои и Джами, М., 1965.
- Болдырев А. Н.. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. Л., 1952. Сер. 128. Вып. 3.
- Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. Ташкент, 1961.
- Свидина Е. Д., Алишер Навои. Биобиблиография (1917—1966), Ташкент, 1968.
- Хайитметов А. Творческий метод Навои, Ташкент, 1965.
Высказывания Навои:
Кто не заботится о судьбе своего народа.
Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой.